Юрий Яковлев — знаковый человек в нашем хоккее. Никто не возглавляет клуб КХЛ так долго, как он. Был Геннадий Величкин, да и того уволили из «Магнитки». Тогда как Яковлев уже не первое десятилетие остается бессменным президентом «Локомотива». Причем все эти годы Юрий Николаевич является крайне противоречивой фигурой. Боссу железнодорожников можно только посочувствовать, что он пережил гибель команды в 2011 году, и выразить респект за то, что восстановил ярославский хоккей после трагедии под Туношной. Яковлев как никакой другой хоккейный руководитель ратует за развитие молодежи, и он же увольняет тренеров при первой осечке.
Являясь настоящим китом хоккейного мира, Яковлев редко выходит в свет. Его интервью один на один с журналистом можно пересчитать по пальцам. А пресс-конференции с президентом «Локомотива» проходят один, в лучшем случае два раза в год. И почти всегда его высказывания по тому или иному вопросу становятся темой для обсуждения. Зачастую точка зрения Яковлева не совпадает с мейнстримом и официальной повесткой ФХР или КХЛ. А порой всплывают те самые противоречия. Вот и сейчас босс железнодорожников сказал, что он выступает за тот формат плей-офф, при котором удастся сэкономить на перелетах. Но при этом он же недавно выдал Сергею Андронову контракт на 65 миллионов рублей в год.
Есть у Яковлева мнение и насчет календаря КХЛ на следующий сезон. А он уникальный. Во-первых — это рекордное количество матчей. Не 82, как в НХЛ, но 68. Столько в КХЛ еще не играли. С 2018 по 2020 год в регулярке проводили по 62 игры, а в прошлом сезоне из-за коронавируса команды максимум провели 50 матчей. Во-вторых, еще никогда не было такого ритмичного чемпионата. В календаре осталась только одна пауза на матчи сборной вместо трех, что были раньше. К тому же, перерыв на Кубок Первого канала совместили с перерывом на Матч звезд. Так что отдохнуть во время звездного уик-энда тоже не получится.
«Я не поддерживаю новый календарь КХЛ. У нас в сентябре 13 игр. Это ненормально. Ребятам некогда восстанавливаться и тренироваться. Правильнее было бы им дать больше пауз. Во имя чего это все? Платежеспособность населения не так велика, чтобы ходить так часто на хоккей», — считает Яковлев.
Нельзя сказать, что все кроме президента «Локомотива» подбрасывают вверх чепчики и хором говорят о заведомом успехе этой затеи. Нет. Есть те, кто сомневаются и прикидывают разные варианты развития событий. Прежде всего, совершенно новым форматом календаря озадачены тренеры, которые толком не знают, к чему готовят свои команды. Для них это вызов и большой эксперимент длиною в целый сезон. Если раньше они могли что-то подправить в паузу на Евротур, а игроки ждали начала ноября, чтобы перевести дух после двухмесячного марафона, то теперь такой возможности не будет.
«Надо этот сезон сыграть, а потом уже анализировать. Да, на бумаге мы представляем, что это будет как в НХЛ. Не факт, что команда, которая начала с 10 побед или 10 поражений, пойдет дальше в том же темпе. Думаю, будут затяжные серии, взлеты и падения. Ровно никто дистанцию не пройдет. Длинная дистанция позволяет тебе исправить ошибки. Другое дело, проявят ли терпение руководители? Можно провалить один или два месяца, но за счет большого количества матчей все исправить. В НХЛ это понимают», — говорил наставник московского «Динамо» Алесей Кудашов в интервью Sport24.
А теперь вернемся к словам Яковлева и попробуем с опытным руководителем поспорить. Он говорит о платежеспособности населения, признает падение доходов в стране и его городе. Отмечаем трезвую оценку босса «Локомотива», но посмеем не согласиться, что это как-то должно влиять на количество матчей в сезоне. Сходить что на 25 домашних игр в сезоне, что на 34 — это в любом случае дорогое удовольствие. В Ярославле абонементы стоят от 7900 рублей до 35 000. К тому же, не всем это нужно. Даже в хоккейных городах абонементы покупает пара тысяч человек.
Задача руководителей клуба КХЛ — не заполнить арену одними и теми же людьми, а создать настолько широкую хоккейную аудиторию, чтобы люди сменяли друг друга. Не все болельщики могут себе позволить покупать билеты на четыре домашних матча подряд, но раз в месяц сходить на арену как на праздник — почему бы и нет? К тому же, при таком раскладе больше шансов получить реальную выручку с продажи атрибутики. Очевидно, что один человек, какая бы у него ни была платежеспособность, не будет дважды за сезон тратиться на джерси или шарфик любимого клуба.
Вот только для того, чтобы расширить круг потенциальных посетителей домашних матчей, нужно работать, вкладываться в маркетинг, PR, работу пресс-службы. А «Локомотив» Яковлева долгие годы находился в спячке. Железнодорожники будто застряли в начале 00-х, когда были модным и популярным клубом с двумя чемпионскими титулами за два года и только-только построенной «Ареной-2000». Сегодня «Локомотив» отстает по всем фронтам даже не от топовых, а от средних по бюджету клубов. И только этим летом ярославцы начали выдавать контент в новых форматах.
Ну и, разумеется, стоит сказать про спортивную сторону вопроса. Яковлев беспокоится о том, что игрокам некогда тренироваться. Но сколько тренируются игроки в НХЛ? Не секрет, что там паузы между играми в основном тратят на восстановительные процедуры. Тренировки во время сезона нужны молодежи, но как раз в МХЛ с этого сезона уменьшили количество игр. Яковлев вообще трепетно относится к хоккеистам и оберегает их. Однажды он отказался играть с «Авангардом» на открытом воздухе, опасаясь того, что железнодорожников надышатся морозного сибирского воздуха и заболеют.
Небольшое количество матчей и постоянные паузы на передышку разбаловали наших игроков, а вместе с ними и их боссов. Тренеры и менеджеры привыкли к тому, что если наломал дров летом, то в ноябре или хотя бы в декабре на «пит-стопе» можно все исправить. Теперь «чинить болид» придется на полном ходу, что требует особой сноровки. Но главное, что к высокой плотности матчей привыкнут сами игроки и для них это больше не будет откровением при переезде в НХЛ. Да и на международном уровне непременно поможет. Не сразу, но в перспективе — точно. Тем более, что сборной России сегодня нет ни на чемпионатах мира, ни среди участников Евротура. А когда мы туда вернемся, то станем сильнее. И чем меньше поблажек будем себе делать, тем лучше.