Найти в Дзене
Елена Каштанова

"Овсянки", сэр!

Магический реализм – самый загадочный и неоднозначный жанр литературы. Произведений, написанных в этом жанре, сравнительно немного, зато то, что попадает под это "клеймо" обычно оказывается совершенно потрясающим. Классическими примерами являются такие шедевры, как "Сто лет одиночества", "Дом, в котором...", "Хазарский словарь". Но сегодня мне хотелось бы поговорить о таком малоизвестном авторе, как Денис Осокин и его произведении "Овсянки".

Первое, на что обращает внимание читатель, открывший эту книгу, это две нарисованные овсянки и то, что всё произведение написано лапслоком. Из-за отсутствия заглавных букв после точек и рубленых фраз складывается ощущение, будто бы ты читаешь поэму, написанную маленьким ребёнком. Многих читателей этот стиль может отпугнуть. Но если позволить себе расслабиться и вникнуть в написанное – читателю откроется невероятное произведение – трагичное, загадочное, порой отталкивающее, но всё же невыразимо прекрасное.

Это история о мужчине, который хоронит свою жену по обычаю меря – древнего племени, обитавшего когда-то на территории Верхнего Поволжья. Для меня как для жителя средней России произведение ещё и ценно тем, что написано оно о местах, в которых я живу всю жизнь, но со стороны летописного племени, о котором не осталось сейчас практически никаких воспоминаний. Конечно, эту повесть нельзя назвать реалистичной – это скорее фантазии автора на тему того, как древние обычаи ассимилировались в современном обществе, но продолжают жить в душах некоторых людей.

Порой это повесть напоминает верлибр, порой мысли так быстро сменяют друг друга, что это больше похоже на случайные записи, а порой внезапный и откровенный эротизм вызывает практически отвращение.

Я никогда не читала ничего похожего на повести Осокина, поэтому так сложно передать ощущения, возникающие при чтении. Его книги сложно советовать, потому что у многих они могут вызвать по-настоящему негативные эмоции, поэтому посоветую фильм Федорченко, снятый по этому произведению. В нём много долгих однообразных сцен, которые я всегда очень ценю в кинематографе, но которые многих отталкивают. Поэтому те, кому не интересно, просто выключат или заснут на середине и моя совесть будет чиста.

О фильме «Небесные жены луговых мари» по сценарию Дениса Осокина