Найти в Дзене
Baletoved

Ф. Лопухов: больше, чем хореограф. 1 часть.

На протяжении последних нескольких лет я занимаюсь изучением русского авангарда в балете. Это сложная, увлекательная, спорная и многогранная тема.

В ближайших статьях хочу поделиться с вами историями о балетных представителях этого времени, рассказать об их творчестве и жизни. Первым героем будет Федор Васильевич Лопухов - танцовщик, балетмейстер, новатор, теоретик, педагог.

Начало ХХ века было трудным периодом в истории. Это первая мировая война, индустриализация, революции, свержение самодержавия. Все это необратимо меняло мир, а с ним и искусство. Время диктовало свои правила, задачи и формы. Театры то закрывались, то открывались, новые спектакли не ставились, многие артисты вынуждены были эмигрировать. Те танцовщики, балетмейстеры, педагоги, которые остались в революционном Петербурге всеми силами пытались не допустить закрытия театров и сохранить старые балеты.

Б. Кустодиев, «Большевик», 1920 г.
Б. Кустодиев, «Большевик», 1920 г.

Только по окончании гражданской войны наступил новый этап развития советского театра. К этому времени стабилизировался состав трупп, которые значительно пополнились молодежью, появились художники-новаторы, готовые искать новые средства выразительности.

Одним из таких новаторов был Ф. Лопухов. Он родился в 1886 году в Санкт-Петербурге в семье капельдинера. Четверо из пяти детей в семье окончили Театральное училище. Старший Федор стал танцовщиком, балетмейстером, теоретиком. Андрей (1898-1947) – выдающимся характерным танцовщиком, педагогом, одним из авторов учебника «Основы характерного танца». Евгения (1884-1943) – известной характерной танцовщицей. Лидия (1891-1981) – балериной в труппе Дягилева.

Ф. В. Лопухов
Ф. В. Лопухов

В Театральном училище педагогом Ф. Лопухова был Н. Легат. Будучи воспитанником, он участвовал в спектаклях Мариинского театра и видел на сцене выдающихся артистов: Леньяни, Кшесинскую, Павлову, Карсавину, Нижинского. Наблюдал за балетмейстерской работой Петипа, Горского и уже начинающего Фокина. После окончания Театрального училища Лопухов был принят в труппу Мариинского театра, где работал с 1905 по 1922 год.

С 1920-х годов Лопухов начал пробовать себя в качестве балетмейстера и стал задумываться о природе хореографии.

Спектакль «Жар-птица» стал его дебютом в качестве балетмейстера. Лопухов создал собственный хореографический текст, а не восстановил версию Фокина, которую он видел в Европе.

-3

Идею балета Лопухов понимал как преодоление с помощью разума страшной власти Кощея. Вариация Жар-птицы и адажио с Иваном Царевичем символизировало – «торжество разума». Образ Кощея – народное представление о ледниковом периоде. Но едва ли подтекст был понят зрителями.

Спектакль был лишен восточной стилистики. Хореограф хотел вернуть образы к славянским источникам, видя в Жар-птице – сказочную «первоптицу».

-4

Хореография отличалась сильными мощными прыжками, широкими движениями. Уже в этом балете Лопухов применил акробатические элементы не свойственные балетной сцене. «Поганый пляс» балетмейстер построил на отзвуках татарского фольклора. Хореография балета состояла из одного движения - па де баск, во всех его формах.

Одной из самых известных новаторских постановок Лопухова стал балет «Величие мироздания». Этим спектаклем Лопухов заявил о новом пути хореографического искусства. Балет-манифест провозглашал «чистый танец» освобожденный от сюжетной повествовательности, от декораций и костюмов. Танцсимфония – это новый жанр, родившийся на стыке двух традиций. Первая – «чистый танец» академических балетов М. Петипа. Знаменитая картина теней из «Баядерки» – яркий пример такого рода. То есть танцсимфония – это чистый танец вне конкретного действия, призванный выразить мысли, почерпнутые в симфонии. Вторая – это «новый балет» начала ХХ века М. Фокина и А. Горского, которые обратились к симфонической музыке. Однако они считали необходимым приспосабливать к ней сюжет.

-5

Танцсимфония Лопухова имела свои особенности. Связь между музыкой Бетховена и хореографией не сводилась к воспроизведению симфонии в танце. Идея балетмейстера заключалась в том, что танец в союзе с музыкой раскрывал представления человека о мире, то есть «Величие мироздания» – балет о постижении мира в танце.

Лопухов поставил балет на семнадцать танцовщиков: восемь девушек и девять юношей, не разделяя исполнителей на солистов и кордебалет. Спектакль проходил на пустой сцене, без декорационного оформления. Артисты были одеты в репетиционную одежду: юноши выходили на сцену в белых рубашках и черных трико, а девушки – в белых тарлатановых юбках и блузах, а на головках девушек были повязаны, по моде тех лет, широкие ленты.

-6

Спектакль состоял из пяти частей, каждая из которых делилась на эпизоды. В каждой части заключена мысль, которая постепенно раскрывается. В первой части главная тема – «Величие», в последней – «Мироздание», а другие части показывают, то из чего состоит «Величие мироздания». Поэтому, чтобы показать «Величие…» Лопухов поставил в первой части балета величаво-торжественное шествие. В следующей части «Жизнь в смерти и смерть в жизни» раскрывалась идея, что жизнь – это вечное движение. В финале балета после динамического танца, артисты выстраивались в закрученную по спирали композицию, которая и символизировала Мироздание.

Спектакль не был понят зрителями. Танцсимфония была показана всего один раз. Причин было несколько. Первая: премьера состоялась в бенефис артистов кордебалета после четырехтактного «Лебединого озера», когда уставшей публике уже было не до новаторских балетов, да и заумно написанная программа только поспособствовала провалу постановки. Неудача также заключалась в том, что противники Лопухова объявляли, что бессюжетный балет трудовому народу чужд и не нужен. Неудача Лопухова пресекла дальнейшие эксперименты. Сама идея балета, решенного только средствами танца, на долгие годы оказалась в России под запретом.

Одним из участников этой постановки был будущий создатель американского балета, который пошел по пути Лопухова, догадались кто это был? Пишите свои варианты в комментариях.