Памяти Галины Вишневской
Галина Вишневская… В самом звукосочетании её имени есть какая-то особая музыка, изысканность и благородство. 11 декабря великая русская певица ушла из жизни, оставив после себя память о легендарных спектаклях Большого театра и многих других оперных сцен мира, на которых ей довелось выступать, обширную дискографию, одну экранизацию оперы и две драматические роли в кино, а кроме того – множество больших, значимых, хороших дел на пользу своей родине и мировой музыкальной культуре, любящих учеников, преданных поклонников.
Эта жизнь была необычна и ярка. Кронштадской сироте, казалось бы, на роду было написано погибнуть в блокадном Ленинграде, но она выжила.
Выстояла и ещё раз, переборов тяжёлую болезнь, которая грозила перечеркнуть не только её карьеру, но и саму жизнь. Зная Вишневскую, наблюдая за ней, кажется, ни у кого не вызывает сомнения, что только так и могло быть – можно ли победить человека такого мощного характера, такой несокрушимой силы воли?
Не получив систематического музыкального образования она силой своего таланта и трудолюбия достигла вершин музыкального исполнительства, превратившись в одну из самых востребованных певиц как раз в силу высокой музыкальной грамотности, неукоснительному следованию указаниям партитур, точности, выверенности исполнения. Самородок, во многом самоучка, Вишневская имела неоспоримый талант к обучению, к впитыванию всего лучшего, что встречалось на её пути и отбраковыванию всего непригодного. Поэтому из всех учеников безвестного ленинградского педагога Веры Гариной лишь одна она сумела перенять от наставницы секреты вокального мастерства, идущие от знаменитой Паолины Лукки, у которой училась сама Гарина.
Жизненный путь Галины Павловны Вишневской хорошо известен – прежде всего, из её автобиографической книги «Галина», многократно переиздававшейся в России. Книга полна субъективных оценок, написана крайне эмоционально: далеко не со всем в ней можно согласиться. Но чем подкупает она, так это искренностью повествования, увлекательностью, и неоспоримым литературным даром её автора. Да, талантов у Вишневской было много, в том числе и писательский: жаль, что продолжения книга не имела, и Галина Павловна не рассказала о жизни после отъезда из СССР, о своём триумфальном возвращении в Россию – какой она нашла свою Родину…
Пение в оперетте и на концертной эстраде дало Вишневской опыт актёрского мастерства: она пришла в Большой не неумелой выпускницей консерватории, пусть и с поставленным голосом, но без всякого сценического опыта, а уже готовой артисткой. Сочетание этих уникальных качеств – природной музыкальности, врождённого и развитого артистизма и кинематографической внешности предопределили её место в Большом: она очень быстро стала его бесспорной примадонной. Поступив туда по конкурсу в 1952-м, она уже в первый сезон поёт Татьяну в «Евгении Онегине», роль, ставшую для неё знаковой, которую она пронесла через всю жизнь, именно в ней она и попрощалась с оперной сценой в 1982-м в парижской «Гранд-опера». Конечно, и для Вишневской обязателен был этап стажёрский, когда она исполняет маленькие партии вроде Стешы в «Псковитянке» и Пажа в «Риголетто», но был он не долог, и уже в 1954-м вслед за Татьяной в её репертуаре появляются столь грандиозные драматические роли как Леонора в «Фиделио» и Купава в «Снегурочке». Именно премьера редкого бетховенского «Фиделио» заставила обратить внимание на молодую певицу всей музыкальной общественности Москвы: это была очень серьёзная заявка на большую карьеру. И заявка вскоре вполне оправдалась.
За 22 года служения Большому Вишневская спела на его сцене около двадцати партий, среди которых её коронными были Аида, Виолетта, Тоска, Баттерфляй, Лиза, Марфа в «Царской невесте», Наташа Ростова. Молодые героини очень шли артистке и в начале карьеры, и много позже: её удивительная красота и яркий артистизм сочетались с чуть холодноватым, серебристым тембром голоса, словно созданного для воплощения меланхолических романтических дев. Но природный темперамент привёл Вишневскую и к другому репертуару: её от природы лирическое сопрано благодаря вокальному и актёрскому мастерству с успехом было востребовано в партиях драматического амплуа.
Уже в начале 1960-х её Аиду слушали в «Метрополитен» и «Ковент-Гардене», в 1964-м Вишневская была одной из самых ярких звёзд труппы Большого на первых советских гастролях в миланском «Ла Скала», удостоившись самых лестных отзывов от итальянских коллег, среди которых, например, такой строгий ценитель как Тоти Даль Монте. Вишневская принадлежит в тому поколению советских вокалистов, что первыми вышли на международную арену после десятилетий изоляционизма, и надо заметить, что им было что предъявить. После гастролей в Милане ей предлагают персональный дебют на этой сцене на открытии очередного сезона в пуччиниевской «Турандот»: Вишневская поёт Лю в ансамбле с Биргит Нильсон и Франко Корелли. Запись этого легендарного спектакля сохранилась, и сегодня мы можем с радостью осознавать, что мастерство русской певицы ничуть не уступало её звёздным западным коллегам. Свой успех в «Ла Скала» она повторит и на вторых гастролях Большого в 1973-м.
Союз с Мстиславом Ростроповичем ввёл Вишневскую в музыкальную элиту страны, а затем и мира. Для неё писали величайшие композиторы прошлого века – Шостакович и Бриттен, что для 20-го века уже достаточно редкая практика. Партия сопрано в Военном реквиеме британского композитора стала одной из самых значительных достижений Вишневской. К таким же вершинам, увы, так и не осуществлённым на сцене, принадлежат интерпретации Вишневской партий Катерины Измайловой и Марины Мнишек. И хотя театральных работ не было, Катерину она записала на пластинку и запечатлела на киноплёнке, а Марину спела в легендарной записи с Караяном и Гяуровым, а позже – с Ростроповичем и Раймонди в качестве фонограммы к скандальному фильму Анджея Жулавского.
Международная карьера Вишневской, как и у других советских вокалистов той эпохи, могла бы быть интенсивней: нахождение за железным занавесом, естественно, не могло не сказываться. И, тем не менее, она неоднократно гастролировала в США, в Венской государственной опере, в «Гранд-опера», на других мировых сценах. После вынужденного отъезда из СССР в 1974 году зарубежная карьера не могла быть чрезвычайно интенсивной уже по другой причине: певица уже была накануне своего полувекового юбилея, и хотя её голос по-прежнему звучал свежо и ярко, очевидно, что, не имея долгосрочных контрактов с зарубежными театрами, реализоваться было совсем не просто. И, тем не менее, она спела Лизу в Сан-Франциско в 1975-м, вердиевскую Леди Макбет на Эдинбургской фестивале в 1976-м, Тоску в «Мет», «Ковент-Гардене» и в Баварской опере, Иоланту в Вашингтонской национальной опере. Свою оперную карьеру Вишневская завершила в 55, находясь в прекрасной вокальной форме: доказательство тому – многочисленные студийные и живые записи с концертов, сделанные значительно позже (вплоть до 1989 года), где в голосе певицы по-прежнему не слышно никаких изъянов.
Огромен камерный репертуар Вишневской (Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шуман, Вагнер, Дебюсси, Р. Штраус, М. де Фалья), включающий, в том числе, специально для неё написанные произведения Шостаковича. Дуэт с Мстиславом Ростроповичем на концертной эстраде был не меньшей вехой в отечественном исполнительском искусстве, чем творчество Вишневской на оперной сцене.
Возращение в Россию уже не поющей артистки в 1990-м ознаменовал новый этап в её деятельности – общественный, организаторский, педагогический. Сколько здесь было сделано знаменитыми супругами за более чем два десятилетия – даже перечислить невозможно. Наверно, самое главное детище Вишневской последнего периода её жизни – это Центр оперного пения в Москве, которым она руководила на протяжении десяти лет до последних дней жизни, передавая свой опыт молодым певцам. Модель оперного центра вполне состоялась: здесь сложился свой педагогический коллектив, свои традиции, правила, результаты деятельности этой институции впечатляют – многие талантливые выпускники поют на российских и мировых сценах. Это была заветная мечта Вишневской, которую она задумала ещё очень давно – создать свою школу. И как многое из того, что она желала сделать, это осуществилось, поскольку Вишневская всегда была человеком дела.
16 декабря 2012 г., "Новости оперы"