Может ли женщина, страдающая истерическим расстройством личности, быть хорошей матерью? Разберем на примере знаменитой Анны Карениной.
Ранее мы писали, что главная героиня романа Л.Н. Толстого страдает истерическим расстройством личности. Она зациклена на Вронском, а точнее на безудержной к нему страсти и тотальном контроле.
Лицемерное материнство
До встречи с Алексеем всю любовь и нежность Анна уделяла сыну и всячески гордилась статусом матери. Но был ли он действительно значимой для нее фигурой? После приезда из Москвы и знакомства с Вронским, автор описывает, как любящая мать провела весь вечер с сыном и сама уложила его спать. Это единственный момент в книге, в котором Толстой показал Каренину заботливой.
Но дьявол кроется в деталях. Дело в том, что порыв провести время с ребенком был следствием заглушения новоиспеченной страсти и попыткой вернуться в прежнее русло. Все остальные моменты, касаемо Сережи, не были связаны с истинным проявлением материнской любви.
Доказательства наигранности
После объявления мужу о романе с молодым офицером, Анна стала еще несчастнее. Каренин предложил забыть случившееся и не забирать сына при одном условии – прекратить встречи с любовником. В тот момент истерия героини начала прогрессировать, и запретные встречи стали еще желаннее. Парадоксально, но Сережа, который находился все время рядом, больше не вызывал у нее особой любви.
Когда мать смотрела на невинного ребенка, она видела в нем схожие с отцом черты и манеру поведения – это порождало в ней чувство отвращения и злости. А тем временем в голове крутились мысли только о собственном горе.
Когда Каренин на неделю уехал по службе, Анна приглашала Вронского домой. Жалость к себе, самобичевание и обвинение всех, кроме себя самой в сложившейся ситуации, привели к тому, что матери стало наплевать, что сын видит ее теплое общение с другим мужчиной.
Толстой описывает, что Сережа настолько сильно любил свою мать, что неистово пытался избавиться от дурных мыслей по поводу ее пошатнувшейся святости. Перед ним стояла дилемма: считать Вронского врагом или другом семьи. Маленький мальчик все понимал, в отличие от уже чужой для него женщины…
И даже дочь не помогла
Путешествуя по Италии, Анна была на вершине блаженства. Воспоминания о сыне лишь на мгновенье заставляли печалиться. В остальных случаях она истерически обвиняла Вронского в разлуке с ним. Для подобной личности важно постоянно на кого-то возлагать вину, тем самым манипулируя людьми.
Маленькая Ани – плод страстной любви, но по отношению к ребенку о ней нет и речи. Все потому, что кроме Алексея она ни в ком не нуждается. Любой ребенок – помеха. И даже, если муж отдал бы ей «любимого» сына, то кроме сильнейшей травматизации он ничего бы в жизни не получил.
Неизбежность несчастья
Если отбросить знакомство с Вронским и представить, что жизнь Анны так и шла бы своим чередом, то отношения между сыном и матерью в любом случае стали бы невыносимы. В подростковом периоде мальчики превращаются в юношу. Гормоны и новые интересы меняют отношение к родителям.
Подростковый бунт не дает проявлять любовь к матери в прежней степени. Просыпается борьба. В случае с истероидной личностью ситуация усугубляется. Для Карениной сын стал бы объектом ненависти, так как по его вине она лишится власти и возможности подчинять. А в случае с Сережей…. Как бы грубо это не звучало – отец принял верное решение.
Вывод
В итоге можно сделать вывод, что дети, чьи матери страдают данным расстройством, вынуждены многое вытерпеть в жизни. Даже, если кому-то из них удается вырваться из родительских оков, то детские травмы, нанесенные подобными мамами, навсегда остаются с ними в будущем. Облегчить свою жизнь и попытаться избавиться от обиды помогает психотерапия, либо глубокое религиозное познание. Каждый решает сам.
Не хочется верить, что подобные случаи столь часто встречаются в обычной жизни, но вопрос все же стоит задать: «Знакомо ли Вам, по тем или иным причинам, материнское отчуждение?»