Эту камеру сейчас можно купить всего за тысячу рублей в относительно приличном состоянии — правда, придется повозиться с очисткой и юстировкой.
Фотоаппарат «Любитель» — классическая среднеформатная двухобъективная «консервная банка», выпускавшаяся Ленинградским оптико-механическим объединением с 1950 по 1956 год. Конструкция ее проста до предела: кроме затвора, там фактически нет никаких частей, куда не стоило бы лезть руками и отверткой. Камера снимает на широкую пленку типа 120 и делает кадры формата 6x6 сантиметров. Два объектива сцеплены между собой: изображение с верхнего, состоящего всего из одной линзы, попадает через зеркало в шахту. По нему осуществляется кадрирование и наводка на резкость. А нижний — архаичный, но довольно резкий по центру триплет — то есть, объектив, состоящий всего из трех линз — проецирует изображение на плоскость пленки.
Особенностей такой конструкции две: во-первых, фотограф видит зеркальное (но хотя бы не перевернутое вверх ногами) изображение. А, во-вторых, в шахтный видоискатель можно смотреть, только если камера расположена существенно ниже уровня глаз («от пуза»), либо существенно выше (над головой). Это может показаться неудобным — но, с другой стороны, дает возможность брать совершенно иные ракурсы, не дублируя их с основной камеры более привычной компоновки.
Большинство фотообзоров ругают «Любитель» на чем свет стоит: блики и переотражения от внутренних глянцевых поверхностей, «мыльная» оптика, невозможность точно сфокусироваться и в связи с этим якобы необходимость снимать все только на гиперфокале (то есть, зажав до предела диафрагму и выставив фокус близко к «бесконечности»)... Но так ли плоха эта камера на самом деле? Купив за смешные деньги тушку в страшном состоянии, однако с исправно работающим затвором, я решил это проверить.
Разобрать камеру, чтобы снять с линз многолетнюю грязь и почистить и смазать затвор, оказалось очень просто. Несложна и юстировка — но она обязательна. Именно из-за того, что дальномеры практически всех имеющихся в продаже «Любителей» были сбиты тридцать, пятьдесят, а то и все семьдесят лет назад, народ активно жалуется на «невозможность сфокусироваться».
Вкратце, процедура выглядит так: расцепляем между собой обоймы двух объективов, ставим камеру на штатив, устанавливаем вместо пленки матовое стекло... И, вооружившись объективом от микроскопа (без него в смотровом окошке будет мало что видно), наводим оба объектива на «бесконечность» (проще всего — ночью с балкона на какую-нибудь яркую звезду). После чего сцепляем их обратно. Готово!
Теперь перейду к впечатлениям. Триплет «Любителя» обладает приятной для глаз мягкостью, но при этом вполне резок в деталях. На всякий случай напомню, что мягкость и нерезкость — совсем не одно и то же. Нерезкость — это как раз отсутствие детализации (то самое отвратительное «мыло»), а мягкость создают орелоы вокруг вполне резко очерченных деталей. Особенно хороши в исполнении этого объектива светлые объекты на темном фоне: они будто бы начинают светиться изнутри — вполне себе художественный инструмент!
Такими же мягкими получаются и источники света в кадре — они совершенно не режут глаз в отличие от кругов с неприятным градиентом и резко очерченными границами (или «звезд» на закрытых диафрагмах), выдаваемых современной оптикой.
Блики и переотражения действительно присутствуют. С ними можно поступить двумя способами. Первый — зачернить изнутри камеру матовой краской из баллончика или оклеить бархатной бумагой. Второй — оставить как есть и стараться «играть» на этом. Я пока предпочел второй вариант. Какой смысл делать из «Любителя» «почти нормальную» камеру, приближая картинку к современности? Тем более, что подобных эффектов часто безуспешно пытаются добиться, стилизуя снятые на цифровую технику изображения под старые фото.
По моим ощущениям, камера лучше всего подходит для мягких женских портретов среднего плана (крупные делать затруднительно из-за параллакса и достаточно широкоугольной оптики). Неплохо получаются и пейзажи — но только такие, где внимание зрителя должно быть сосредоточено близко к центру кадра: по краям объектив все же ощутимо мажет и хроматит.
И, наконец, одна из главных «фишек» камеры — она напрочь лишена любой «защиты от дурака», включая мультиэкспозицию. Можно наделать 100500 (на самом деле, не больше двенадцати) картинок на один кадр, запереться в темной комнате и подсунуть под пленку какой-нибудь шаблон или трафарет, не до конца перемотать и продолжить снимать, слегка приоткрыть крышку, чтобы подзасветить пленку с одной стороны каким-нибудь цветным диодом... Словом, возможности для дурацких попыток неисчерпаемы и лимитированы только стоимостью пленки, которая нынче дорога.
Еще статьи по теме:
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии!