О съемке минералов написано довольно много. Палеонтологические же образцы редко оказываются в фокусе внимания фотографов. Многие из увлекающихся палеонтологией снимают свои находки на телефон «без заморочек», а хорошие минералогические фотографы часто равнодушны к палеонтологии. При этом палеонтологическая фотография сложнее. Если для кристалла или друзы важно показать эстетику и характерные особенности минерала, то для окаменелости, помимо всего этого, необходимо подчеркнуть особенности строения организма, когда он был живым. Какие методики съемки окаменелостей позволяют этого добиться? Попробуем разобраться.
Плоские отпечатки
Здесь главное — скользящий свет, направленный вдоль плоскости образца. Обычно достаточно одного источника, но если образец слишком большой или отпечаток высокий и его детали скрываются глубокими тенями, часть света можно перенаправить на образец с противоположной стороны с помощью отражателя. В простейшем случае — листа бумаги.
Объемные окаменелости на плоских плитках
В этом случае одного скользящего света будет недостаточно: тень от наиболее выступающей части окаменелости будет очень глубокой и скроет детали строения противоположной стороны. Здесь уже не обойтись без заполняющего света — второго источника, менее яркого и более мягкого. Нужен софтбокс, зонт, или, в крайнем случае, все тот же лист бумаги, на который направлен источник. Угол между плоскостью образца и направлением основного (рисующего) источника света становится больше, но не переборщите: если светить такие образцы «в лоб», потеряется вся фактура.
Перламутровые раковины
Игру света на перламутре раковин аммонитов и других моллюсков довольно сложно передать на фотографии, даже если визуально она кажется очень яркой. Во-первых, необходима существенная экспокоррекция «в минус», иначе вся раковина (особенно на темной породе) станет равномерно светлой. А во-вторых — положение источника света придется подбирать с ювелирной точностью: стоит сдвинуть его всего на несколько миллиметров, как вся феерия пропадет. Неперламутровые части образца могут при этом получиться практически черными: их можно очень аккуратно точечно подсветить дополнительными источниками.
Полупрозрачные образцы
Окаменелости, имеющие полупрозрачное замещение — кристаллическим кварцем, халцедоном, кальцитом, арагонитом или опалом — часто не только красивы на просвет, но и способны продемонстрировать некоторые особенности внутреннего строения. При съемке таких образцов важно найти баланс между проходящим, подчеркивающим прозрачность и выявляющим внутреннюю структуру светом и рисующим, направленным фронтально или сбоку. Визуально отделить один свет от другого можно, используя источники разной цветовой температуры — к примеру, зажженную свечу за образцом и передне-боковую вспышку. Баланс белого при этом нужно выставлять по последней, а выдержку поставить подлиннее.
Объемные окаменелости
Передать форму и фактуру объемных образцов, пожалуй, сложнее всего. Здесь нет единого рецепта: остается только экспериментировать, подбирая разнонаправленные источники света, а излишне глубокие тени от них «проявлять» отражателями или во время постобработки. Конечно, можно снимать подобные образцы в лайткубе, парой источников света добившись равномерного освещения. Но в большинстве случаев (особенно для сильно фактурных окаменелостей) мягкий равномерный свет будет означать «равномерно плохо».
Макросъемка и стекинг
Бывают и совсем крошечные образцы — такие, как зубы рыб, конодонты, некоторые гастроподы... При съемке подобных объектов не обойтись без стекинга — склейки нескольких (или нескольких десятков, а в особо тяжелых случаях нескольких сотен) кадров с различной фокусировкой. Фотосъемку образцов от 3-5 мм можно выполнять обычным макрообъективом масштаба 1:1 или крупнее. Если нет приличного макрообъектива, в ход можно пустить «классику» — Гелиос-44, развернутый к объекту передней линзой (соответствующие переходники есть в продаже и довольно дешевы). Все, что мельче, придется снимать объективами от микроскопа, а фокусировочный механизм мастерить самостоятельно (проще всего использовать для этого макромеха).
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии.