Как могла выглядеть "правильная" дама эпохи Позднего Средневековья? Приблизительно так, как на этом портрете!
Мы не знаем в точности, кто эта юная леди, но, согласно одному из предположений, это девушка из аристократической английской семьи. Одета она при этом по бургундской моде, что не удивительно – Бургундия тогда влияла на европейскую моду так же, как впоследствии будет влиять Франция. И наряд вроде бы не самый броский... но интересных особенностей тут множество.
Конечно, прежде всего обращает на себя внимание высокий головной убор. "Атур". От фр. atour — «накрученный», «навёрнутый» (есть ещё термин "эннен" или "геннин", но почему я не хочу его использовать, расскажу как-нибудь в другой раз :). Он мог быть в виде конуса или усечённого конуса, как на этом портрете. Делали на каркасе из китового уса, металла, сукна/фетра, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги, и обтягивали дорогой тканью. Могли драпировать и вуалью, но на этом портрете вуали нет. Возможно, ткань – это чёрный бархат, а по краешку идёт очень изящная отделка из золотой тесьмы с жемчугом.
В центре лба – чёрная петля. Она нередко встречается у головных уборов той эпохи на портретах, причём сами уборы при этом разной высоты – от низких до высоких. Есть версия, что это петля - обтянутая черной тканью часть внутреннего каркаса из металла, который проходил над ушами и затылком. Этим создавалась дополнительная опора для головного убора и его можно было сдвигать назад, до предела открывая "модный" лоб. По другой версии с помощью этой петли можно было подтягивать атур, возвращая его на место, если он слишком заваливался назад.
Петля выделяется на открытом белоснежном лбу - модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали в тонкую дугу.
Как такие уборы держались на голове, точно неизвестно. Возможно, прикалывались с помощью булавок к узлу из собранных на макушке волос, за счёт каркаса, который плотно обхватывал голову. Иногда пишут, что держаться помогала полоска из ткани под побородком и в качестве примера приводят именно этот портрет. Нет. Если присмотреться, эта полоска довольно свободно провисает и играет чисто декоративную роль.
Вырез у платья глубокий, треугольный. Это верхнее платье, под которым скрывается нижнее, но мы не видим – оно полностью закрыто верхним синим платьем и чёрной вставкой в вырезе. Расцвет этого фасона относится ко второй половине XV века. Платье прихватывалось поясом и сзади обычно переходило в шлейф, а рукава могли быть разными – и узкими, и широкими, но непременно длинные.
Треугольное декольте всегда было с отделкой – или контрастной тканью, или мехом, как на этом портрете. И сзади декольте было менее глубоким, чем спереди, иначе бы платье просто не удержалось на плечах.
На шее очень красивое трёхрядное колье из золота, унизанного жемчугом - честно, я бы от такого не отказалась и сейчас!
Если присмотреться, то вырез закрыт прозрачной, почти невидимой тканью, которая на груди прихвачена простой золотой булавкой – напоминающей современные. Впрочем, за многосотлетнюю историю своего существования булавки почти не изменились.
Словом, сдержанный наряд, но говорящий о высоком происхождении своей хозяйки.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!