Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Прекрасная дама Средневековья

Как могла выглядеть "правильная" дама эпохи Позднего Средневековья? Приблизительно так, как на этом портрете!

Мы не знаем в точности, кто эта юная леди, но, согласно одному из предположений, это девушка из аристократической английской семьи. Одета она при этом по бургундской моде, что не удивительно – Бургундия тогда влияла на европейскую моду так же, как впоследствии будет влиять Франция. И наряд вроде бы не самый броский... но интересных особенностей тут множество.

Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи
Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи

Конечно, прежде всего обращает на себя внимание высокий головной убор. "Атур". От фр. atour — «накрученный», «навёрнутый» (есть ещё термин "эннен" или "геннин", но почему я не хочу его использовать, расскажу как-нибудь в другой раз :). Он мог быть в виде конуса или усечённого конуса, как на этом портрете. Делали на каркасе из китового уса, металла, сукна/фетра, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги, и обтягивали дорогой тканью. Могли драпировать и вуалью, но на этом портрете вуали нет. Возможно, ткань – это чёрный бархат, а по краешку идёт очень изящная отделка из золотой тесьмы с жемчугом.

В центре лба – чёрная петля. Она нередко встречается у головных уборов той эпохи на портретах, причём сами уборы при этом разной высоты – от низких до высоких. Есть версия, что это петля - обтянутая черной тканью часть внутреннего каркаса из металла, который проходил над ушами и затылком. Этим создавалась дополнительная опора для головного убора и его можно было сдвигать назад, до предела открывая "модный" лоб. По другой версии с помощью этой петли можно было подтягивать атур, возвращая его на место, если он слишком заваливался назад.

Петля выделяется на открытом белоснежном лбу - модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали в тонкую дугу.

Как такие уборы держались на голове, точно неизвестно. Возможно, прикалывались с помощью булавок к узлу из собранных на макушке волос, за счёт каркаса, который плотно обхватывал голову. Иногда пишут, что держаться помогала полоска из ткани под побородком и в качестве примера приводят именно этот портрет. Нет. Если присмотреться, эта полоска довольно свободно провисает и играет чисто декоративную роль.

Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи. Деталь.
Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи. Деталь.

Вырез у платья глубокий, треугольный. Это верхнее платье, под которым скрывается нижнее, но мы не видим – оно полностью закрыто верхним синим платьем и чёрной вставкой в вырезе. Расцвет этого фасона относится ко второй половине XV века. Платье прихватывалось поясом и сзади обычно переходило в шлейф, а рукава могли быть разными – и узкими, и широкими, но непременно длинные.

Треугольное декольте всегда было с отделкой – или контрастной тканью, или мехом, как на этом портрете. И сзади декольте было менее глубоким, чем спереди, иначе бы платье просто не удержалось на плечах.

На шее очень красивое трёхрядное колье из золота, унизанного жемчугом - честно, я бы от такого не отказалась и сейчас!

Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи
Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи

Если присмотреться, то вырез закрыт прозрачной, почти невидимой тканью, которая на груди прихвачена простой золотой булавкой – напоминающей современные. Впрочем, за многосотлетнюю историю своего существования булавки почти не изменились.

Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи
Портрет девушки, Петрус Кристус, ок. 1470. (с) Из коллекции Берлинской картинной галереи

Словом, сдержанный наряд, но говорящий о высоком происхождении своей хозяйки.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!