Некто, "пробежав" на досуге историю взаимоотношений противоречивого Смоктуновского и мудрого Козинцева на съёмках легендарного "Гамлета", сочтёт поведение актёра крайне вызывающим и дерзким. Но если отметить, что этому одарённому, но малоизвестному артисту было уже под 40, а за плечами десятилетия сомнений и не сбывшихся надежд, то понять его всё же очень даже возможно.
Только в 31 год великий Михаил Ромм пригласил Иннокентия Михайловича в свою странную драму "Убийство на улице Данте", где растерявшийся актёр не мог в течение 12-ти дублей произнести простенькую фразу. Правда, в 1961 году Смоктуновский блистательно исполнил роль физика-теоретика Ильи Куликова. Но если бы не Гамлет, то кто бы сегодня вспоминал его яркую работу в картине того же Ромма "Девять дней одного года".
Вот, иногда, скомпилировав от души всех подряд артистов одной роли, легко приписывают к этому отряду "псевдонеудачников" и замечательного Владимира Толоконникова. Мол, вот какой актёрище, а ведь до 45-ти годков никто и не замечал. Ребята – да это ВЕЛИКОЕ счастье, что мужчину разыскали в далёкой Алма-Ате, чтобы подарить ему роль жизни. Мало ли одарённых дядечек прозябало по Союзу, так и не дождавшись решающего вызова на киностудию. А прославившийся в качестве убедительного "Шарикова" артист, ещё значимые 30 лет был востребован в российском кино.
Но бывали случаи, когда творческой жизни мешали реалии с политическим оттенком. Именно в Свердловском театре сметливые режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приметили 45-летнего Петра Вельяминова, вообще, не имевшего никаких шансов прославиться. И вот он уже и Захар Захарович Большаков, в ставшем вскоре весьма популярным телефильме, "Тени исчезают в полдень". И после этого артиста заслуженно оценили и главные роли "накрыли" бывшего осуждённого по 58-й, с головой.
Ещё более сложный путь к вершине выдался выдающемуся "скитальцу" Георгию Степановичу Жжёнову. Первую, после 17-ти лет заключения на главную роль этот артист попал только в 46 лет, будучи приглашённым в советский научно-фантастический фильм "Планета бурь" 1961 года. А пять лет спустя ему довелось поиграть вместе со своим другом и сослуживцем по Норильскому театру Иннокентием Смоктуновским.
Говорят, что именно тот посоветовал сомневающемуся Георгию попробовать себя в Москве. В общем, товарищи "по прошлому", встретились в чудесной комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", прославившей их обоих.
Затем Жжёнова пригласили на роль шпиона в нашумевшую "Ошибку резидента". Потом ещё и ещё. А в 1979 году Георгий Степанович славно проявился в качестве командира Ту-154 в потрясающем фильме-катастрофе "Экипаж". Рассказывают, что стараниями весьма сентиментального тов. Брежнева концовку фильма изменили и герой Жжёнова … выжил.
Настоящий польский шляхтич Вацлав-Виктор Янович Дворжецкий был всего на 5 лет старше Жжёнова, но вот первое "попадание" в кино "пришло" к нему только к 58-ми годам. Ищущий актёра на жёсткую роль Лансдорфа в свою военную драму "Щит и меч" Владимир Басов, увидев артиста со столь характерной внешностью, просто не мог "пройти мимо". И после, в том событийном 1968 году Вацлав Янович проявился сразу в 5-ти картинах. И так вплоть до 1993 года….