Интересная подоплёка всплыла по поводу новой "ядерной сделки", которую США предлагают Ирану. Мы с вами уже обсуждали, что Иран в целом никуда не делся со своей нефтью с мирового рынка. Как он её продавал раньше, так продаёт и сейчас. Но то упорство, с которым администраций Байдена продолжает вести переговоры с Тегераном подсвечивает очень интересные моменты.
Как пишет Bloomberg, продвижение по пути заключения новой "ядерной сделки" между Ираном и США привлекло внимание к значительным запасам сырой нефти, хранящимся в Тегеране, которые могут быть быстро отправлены покупателям в случае заключения соглашения.
По данным компании Kpler, специализирующейся на отслеживании судов, около 93 миллионов баррелей иранской нефти и конденсата в настоящее время хранятся на судах в Персидском заливе, а также у берегов Сингапура и Китая, а Vortexa Ltd. оценивает эти запасы в 60-70 миллионов баррелей. Кроме того, имеются запасы, но меньшего объема, в резервуарах на берегу.
По словам Джона Дрисколла, главного стратег JTD Energy Services Pte:
«Иран создал значительную флотилию грузов, которые могут появиться на рынке довольно скоро». [после заключения сделки - прим. Об этом не говорят]
Тем не менее, может потребоваться «немного времени», чтобы сгладить проблемы со страховкой и доставкой, а также проблемы со спотовыми и срочными продажами иранской нефти после отмены санкций.
Возможное полное возвращение Ирана на мировой рынок сырой нефти после отмены санкций США происходит в сложный момент для нефтетрейдеров. Инвесторы уже ведут обратный отчёт, готовясь к жёсткому ограничению Европейского союза на поставки российской нефти, который вступят в силу с декабря. При этом в октябре завершается распродажа нефти администрацией Байдена из Стратегического нефтяного резерва США.
Потенциальное возвращение иранских баррелей на мировые нефтяные рынки — как за счет объемов в плавучих хранилищах, так и в более долгосрочной перспективе за счёт роста добычи — оказывало давление на фьючерсные цены на нефть в последние недели, компенсируя дефицит поставок нефти из других мест.
Согласно оценке Международного энергетического агентства, морские запасы сырой нефти в Иране сопоставимы со среднесуточными мировыми поставками в этом году, которые составляют около 100 миллионов баррелей в день.
По словам Эммы Ли, аналитика Vortexa, с тех пор, как США ввели санкции против Ирана, ежедневные поставки Тегераном сырой нефти на мировой рынок удерживаются на уровне около 1 миллиона баррелей. Китай остался среди крупнейших покупателей, в то время как другие страны перестали закупать иранскую нефть [во всяком случае напрямую - прим. Об этом не говорят].
Согласно расчётам Kpler, текущий объем сырой нефти и конденсата в наземных хранилищах в Иране оценивается примерно в 48 миллионов баррелей, при этом Тегеран может хранить еще больше нефти в некоторых наземных хранилищах вокруг Китая [этот момент не совсем понятен - прим. Об этом не говорят].
В долгосрочной перспективе после заключения любой сделки и опустошения хранилищ, Иран будет стремиться восстановить производство и увеличить продажи нефти за границу. Goldman Sachs Group Inc., который скептически относится к прорыву в заключении новой "ядерной сделки" в ближайшей перспективе, заявил, что даже если сделка будет достигнута, её реализация не начнётся раньше 2023 года.
По данным Kpler, в 2017 и 2018 годах Европа потребляла в среднем 748 000 баррелей и 528 000 баррелей в день иранской нефти соответственно, в то время как Азия потребляла 1,2 миллиона и почти 1 миллион баррелей в день.
Обратили внимание, сколько Запад питает надежд на запасы Ирана? Может вполне статься, что в рамках новой ядерной сделки США пытаются предъявить Ирану требования в том числе по использованию нефтяных запасов Тегерана. Когда, куда и сколько. Вполне в духе Вашингтона.