Найти тему
Сноб

Хабаровский музыкант МА ГАК ПА — о новом альбоме «V», любви к хокку и пути к успеху вдали от Москвы

Интервью с хабаровским музыкантом МА ГАК ПА — претендентом на премию «Сделано в России — 2022» — об альбоме «V».

«Пять (V) — это равновесие. Здесь пятеро учителей, которые позволили запечатлеть себя в звуке», — о своем альбоме автор, музыкант из Хабаровска Сева Лужански, участник группы Rape Tape, которая уже съездила в тур не только по России, но и по Европе. Новый релиз его собственного проекта МА ГАК ПА в двух словах — это обволакивающий медитативный звук и философские тексты. В стихотворный фундамент альбома заложены хокку японских поэтов: в одних треках они цитируются дословно, в других Лужански сам стилизует свои рифмы под японскую поэзию. Альбом состоит не только из медленных бесед с так называемыми «учителями» — ветром, облаками, утром, — восточный транс порой прерывает бодрящий нойз-рок.

У альбома продуманная концепция: пять треков, пять учителей, в названии римская цифра V. Расскажи, как ты это придумал и что все это значит?

На самом деле эта концепция появилась случайно, я ничего не придумывал. Сначала всегда есть хаос, потом из него складывается что-то конкретное — так было и с альбомом. Все началось с того, что я сидел, как сейчас, на балконе и смотрел на трубу — я живу возле ТЭЦ и железной дороги. Здесь все гудит, шумит, и я решил это воссоздать в музыке. Я сделал бит и начал напевать стихи из подаренной мне на день рождения книги хокку, которая лежала рядом, — так получились некоторые песни. Больше всего мне нравится в хокку то, что при прочтении одного и того же стиха спустя время открываются новые смыслы. Японские поэты — небуквальные ребята.

Цифра пять тоже возникла случайно. Пятого мая должен был выйти релиз альбома, я долго не мог придумать название для него. И тут меня осенило. А «учителя» пришли из буддизма, который я изучаю. Согласно учению, все сущее — наши учителя. Я обращаюсь к «учителям», потому что текст наполовину не мой.

Что можно делать под твой альбом? Мне показалось, что лучше всего он подходит как раз для сидения на балконе и размышлений.

Думаю, его нужно слушать, выйдя на улицу. Включаешь его и смотришь на деревья, людей, крыши. Это саундтрек к жизни.

Ты из Хабаровска. Можно ли связывать этот факт с тем, что на твое творчество влияет культура Японии?

Я потомок коренных жителей Дальнего Востока: моя бабушка нанайка, а ее предками были айны, которые тысячи лет назад жили на территории Японии. Когда меня в турах спрашивали, откуда я родом, я всегда говорил, что я с земли Черного дракона — так называлась территория, на которой жили нанайцы (Черным драконом реку Амур прозвали нанайцы. — Прим. ред.). Так что, разумеется, мой дом и мои корни влияют на мое мировоззрение и творчество.

Сейчас все чаще говорят о децентрализации музыкальной сцены в России, все больше групп из регионов на слуху, хотя раньше многие стремились в столицу за успехом. Не было ли у тебя желания переехать в Москву или в Питер?

Да, было такое, но это пройденный этап. Я жил в Питере 3,5 года, участвовал в бесконечной гонке за успехом и получил, что хотел: опыт и друзей. Уже потом понял, что, как бы банально это ни звучало, не место красит человека и счастливым ты можешь быть абсолютно везде. В осознании этого очень помогают туры: когда едешь на «Газели» через всю страну, стирается грань между «мы» и «они» — по сути люди везде одни и те же.

В ожидании взрыва: что будет с музыкой в России в ближайшие месяцы и годы Читайте также

Кого из дальневосточных исполнителей рекомендуешь послушать?

Год назад у нас образовалась «Странная дальневосточная волна» — объединение музыкантов Хабаровска и Владивостока, которые не боятся делать так, как у них получается, и не ориентируются ни на кого. Мы все понимаем, что не станем суперзвездами, и не смотрим на чарты. Поэтому для нас творчество — это как вести дневник. Вот несколько исполнителей, которых стоит послушать: «Фея нервных окончаний», «Бокал Терпкого», Лера и Робокоп, «Шизандра».

На Дальнем Востоке есть и коллективы коренных народов, но они в основном живут в селах, послушать их можно только на национальных праздниках. Я планирую это исправить. Буду ездить по селам, записывать народную музыку и издавать ее. Считаю, что без знания своей культуры музыка беспочвенна.

Что означает твой псевдоним МА ГАК ПА?

Это способность ума переживать все что угодно. Буддистский термин.

Беседовала Анна Воробьева

GAC
114,2 тыс интересуются