Найти в Дзене

Музыка на холсте. Чюрлёнис - музыкант или художник?

«Его творчество — музыка в той же степени, как живопись»
Маковский
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис

Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис (1875-1911) — литовский писатель, художник и композитор. Также он является родоначальником профессиональной литовской музыки.
Родился Чюрлёнис в Варене. Вскоре после рождения мальчика, его семья переехала в деревню Друскининкай, где Микалоюс и провел свое детство. Хоть Чюрлёнис и был литовцем, но литовского языка не знал (начал учить только за 6 лет до смерти). В его семье говорили на польском. Потом, все свои дневники и литературные произведения он тоже писал на польском. В кругу семьи Микалоюса называли "Константном".
Его отец - Константин Чюрлёнис был органистом в этой деревне. Вообще, человеком он был странным: целый год безвестно отсутствовал, странствовал по Сибири и Уралу...
Мать Микалоюса - Адель Радманн - была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Рейнсбурга из-за гонений католической церковью. Она служила у богатых помещиков и знала 4 языка: немецкий, литовский, польский и русский.

Константинас Чюрлёнис. Картина "Соната солнца"
Константинас Чюрлёнис. Картина "Соната солнца"

Способности к музыке у мальчика проявились достаточно рано: уже в 6 лет Констант научился играть на органе и переодически заменял отца на службах. Серьезно заниматься музыкой он начал только к 13 годам: по рекомендации знакомых его пригласили в школу и оркестр Князя Михаила Огиньского. В этой школе князь за свои деньги обучал молодые дарования для личного оркестра. Несмотря на ряд конфликтов, Михаил Огиньский всё же начал относиться к Чюрлёнису с большой симпатией. Отсюда, с этотого оркестра, начинается профессиональная карьера будущего композитора и художника.
Вскоре, в 1894 году князь предложил юноше отправиться на обучение в Варшавский музыкальный институт, где обеспечил ему стипендию. Когда Микалоюс защитил диплом в 1899 году, то князь сделал ему большой подарок: пианино.

Первая любовь настигла Константа в 25 лет. К сожалению, она не принесла счастья, но принесла вдохновение и Чюрлёнис написал симфоническую поэму "В лесу".

Потом, в 1901 году, Чюрлёнис отправился учиться в Германию, в Лейпцигскую консерваторию. Ушел из консерватории он в 1902 году: после смерти князя он остался без стипендии...

В 27 годам, уже известный музыкант понимает, что в музыку он вкладывает очень много ярких образов, ярких оттенков, но они не всегда в нее умещаются. Композитор решает отобразить это в живописной форме и уезжает учиться рисованию в Варшаву, в школу Яна Каузика, до 1905 года, а потом, в этом же году в художественном училище у К. Стабровского. В это же время он впервые экспонииаровал свои работы как художник в Варшаве.

Константинас Чюрлёнис. Картина "Сотворения мира"
Константинас Чюрлёнис. Картина "Сотворения мира"

Музыкант-художник искал вдохновения в случайных связях с женщинами, но не находил. Однажды он встретил  Брониславу Вольман. Женщина уже была замужем и старше на несколько лет. В Микалоюсе она оценила художника: покупала его работы, кормила обедами. Вместе в 1905 году они сьездили в Крым. Впечатления сильно повлияли на Микалоюса, и он создал цикл картин «Сотворение мира».
Бронислава финансировала и поездку художника в Европу, где он изучал творчество классических мастеров живописи.

М. Чюрлёнис стремится соединить музыку и живопись, чтобы они дополняли друг друга. Он создавал свой мир.
«Я полечу в очень далёкие миры, в края вечной красоты, солнца, сказки, в зачарованную страну... Я путешествую по далёким горизонтам взращённого в себе мира», - говорил этот человек.

Чуть ранее, около 1904 года он вступил в сообщество взаимопомощи и руководил хором.

Ни в Варшаве, ни в Вильнюсе Микалоюс Чюрлёнис не находил признания. Тогда он отправился в Санкт-Петербург.
В 1906 году его работы экспонировались на выставке варшавских художников в этом городе. Здесь он получил первый публичный и сразу положительный отзыв о его работе "Покой", но кто-то, например Максимилиан Волошин, все же называл его дилетантом.
Успех Микалоюса был хорошо принят литовцами. Хоть он и не говорил на этом языке, но происхождению им являлся.
Приезд в Петербург тяжело отразился на художнике из-за неопределённости перспектив  и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием. Его единомышленники, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Они не хотели идти дальше и подниматься на более высокий, по его мнению,  уровень. Чюрлёнису это совершенно не нравилось. Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки.
Осенью 1908 года в Петербурге при содействии М. В. Добужинского прошла выставка «Салон», для участия в которой ранее неизвестный автор был приглашён Сергеем Маковским. Так Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

Константинас Чюрлёнис. Картина "Путешествие королевы"
Константинас Чюрлёнис. Картина "Путешествие королевы"

Чуть позже, в этом же году он является одним из инициаторов художественной выставки в Вильне, куда специально едет из Петербурга. Здесь он познакомился со своей будущей женой - молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей поднять уровень литовской национальной культуры Софией Кимантайте. Женился он на ней в 1909 году.
«Та, о которой я столько мечтал и которую искал на своём пути, а встречал лишь ничтожное сходство, разочарование и обман», - говорил о ней Чюрлёнис.
Широко известный портрет Чюрлёниса — официальный, но искажающий его внешность, на котором художник выглядит много старше своих лет — сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 года.
Позднее он жил в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскининкае и Паланге.

В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута».

В следующем году Микалоюс Чюрлёнис сильно заболевает и его помешают в санаторий "Красный двор". В мае 1911 музыкант-художник хотел приехать к родителям в Друскенники на лето, но судьба распорядилась иначе - его не стало.

Николай Рерих вспоминал: «Он принёс новое одухотворённое истинное творчество. Разве этого не достаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились. В их запылённый обиход пытается войти нечто новое – разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия? Такого самородка следовало поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное».

Музыка на холсте

Константинас Чюрлёнис. Картина "Фуга"
Константинас Чюрлёнис. Картина "Фуга"


Все, кто хотя бы раз видели картины Микалоюса Чюрлёниса замечали, что в них как будто заключена музыка. Только посмотрите на "Фугу". Пожалуй, эта картина - самый яркий пример соединения музыки и живописи.
Пространство "Фуги" можно трактовать как ряд уровней, которые подобны записи партитуры музыкального сочинения: от верхней горизонтали до самого нижнего "голоса". В то же время  мы можем сказать, что это изображение  прозрачных вод озера, поверхность которого отделена от неба верхней горизонталью, а всё что ниже - видимое сквозь воду дно. Ёлочки чем то похожи на ноты. Это как иллюстрация к построению определенной полифонической формы - фуги.


Д.Шостакович подчёркивал: "Полифония может передавать всё: и размах мысли , и размах мечты, творчества".


Видящий музыкант или слышащий художник - большая редкость для искусства. Дар, психологическая способность Чюрлёниса восприятия цвета и звука даёт нам возможность увидеть гармоничный мир глазами одаренного человека, где цвета и звуки создают гармонию жизни.

Ну как? Пишите в комментарии, знали ли вы о таком художнике и ставте лайки если понравилось!

Конечно же не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропускать много интересного!