Найти в Дзене

Суровая романтика Владимира Мальцева

Про пермского живописца Владимира Федоровича Мальцева известно немногое, в основном — фрагменты биографии, что родился художник в 1929 году в селе Щучье Эртильского р-на Воронежской области, жил и работал в Перми до конца жизни (1988). Получил звание заслуженного художника РСФСР (1984 г.). Работал художником-постановщиком в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. Дважды был избран председателем пермской организации Союза художников РСФСР автор жанровых картин «Геологи», «Ритмы Севера» 1977 г.; «Прикамье», 1979 г.; «Последний перелёт», 1980 г. и др. Участник республиканских, зональных, областных художественных выставок. Разумеется, некоторые его работы хранятся в коллекции Пермской государственной художественной галереи, в том числе — самая известная картина «Геологи».

Владимир Федорович Мальцев (1929 — 1988)
Владимир Федорович Мальцев (1929 — 1988)

Это важные, но формальные сведения о художнике, через которые сложно прийти к пониманию его работ. А работы очень мощные, мимо них на выставке пройти невозможно. Они вроде бы и понятные, их особый эмоциональный настрой, такая суровая романтика русского севера цепляет даже неподготовленного зрителя.

Но гораздо глубже и ярче открывается произведение искусства через культурно-исторический контекст, при котором оно создается. Даже если автор не строил никаких планов относительно понимания его работ зрителями (тем более будущими зрителями, которые увидят картины уже после смерти художника), в своем творчестве он поневоле отражает тот мир, то время, ту культуру, внутри которых он стал художником.

Владимир Мальцев. Вечный зов.1979 (из коллекции ПГХГ)
Владимир Мальцев. Вечный зов.1979 (из коллекции ПГХГ)

Самые известные работы Владимира Федоровича Мальцева можно отнести к так называемому «суровому стилю» - течению в советском искусстве 1950-1970 годов. «Суровый стиль» приходит после смерти Сталина на смену соцреализму, но не сразу и, в отличие от соцреализма, который провозглашался универсальным творческим методом во всех без исключения сферах искусства, начиная от литературы, заканчивая кинематографом, «суровый стиль» начался именно с изобразительного искусства и в нем же, преимущественно был локализован.

Начало возникновения «сурового стиля» не совпадает с концом сталинской эпохи. Ему предшествует искусство «оттепели» 1956-1964 годов, которое западные искусствоведы характеризуют как "советский импрессионизм". Название, введенное в обиход Эренбургом оказалась очень точным: события, происходившие в отечественной культуре в то время действительно напоминали одноименное природное явление. Оттепель — краткосрочное потепление, иллюзия весны. Но люди рады этой иллюзорности и готовы поверить, что наступившее тепло уже не уйдет.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962
Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962

Освобожденные от идейного канона соцреализма, художники обращаются к повседневности, домашнему быту, семейным ценностям. От соцреализма они наследуют идеализацию, но это идеализация иного рода. Героизм, историзм уступают место искренности и традиционности, внеисторичности. Искусство обращается к светлому в природе и к природному в человеке. «Оттепель» в искусстве — это тема радости сегодняшнему дню и даже не всему сегодняшнему дню, а только его началу, вечно утреннему свету. Солнце, освещающее поля и городские улицы, льющееся в окна квартир — чисто природный свет, и никакие вожди своим профилем его не заслоняют.

А уже после искусства «оттепели» приходит «суровый стиль». Так назвал новое веяние в искусстве художественный критик и искусствовед Александр Абрамович Каменский. «Суровый стиль» - это эмоциональный разговор о судьбе советского народа, но не о триумфальном шествии коммунизма по планете во главе с вождями, а о тяжелом труде и судьбе простого человека. Новая правда жизни лишена беззаботности и самоуверенности, она сурова, бескомпромиссна, беспощадна. Суровые будни, суровые люди, суровая природа. Никаких чудес, только работа.

Виктор Попков. Строители Братска. 1960
Виктор Попков. Строители Братска. 1960

В суровом стиле есть особенная красота, в которой нет героической позы и телесного совершенства атлетически сложенных пролетариев сталинской эпохи. Эмоциональная атмосфера сурового стиля строится не на ликовании победившего героя, а на его усталости от повседневного подвига, его бесконечном терпении и несломленной воле. Герои «сурового стиля» - это цельные, простые и непременно взрослые люди, кем бы они ни были — строителями или солдатами, мужчинами или женщинами, стариками или младенцами. Они рождались суровыми и оставались таковыми навсегда.

Михаил Никонов. Спящий. 1962
Михаил Никонов. Спящий. 1962

Петербургский искусствовед Алексей Бобриков рассматривает «суровый стиль» как своего рода реформацию в советском искусстве. Идейно родственный ему соцреализм — это культ вечной молодости и восторженной коллективности, которую можно уподобить понятию соборности в русской религиозной философии. По мнению Алексея Бобрикова, персонажи произведений «сурового стиля» противоположны их соцреалистическим единоверцам. Они не только взрослые и усталые, они еще и самодостаточные, их вера опирается не на внешние партийные идеалы, а на личный опыт, они не рубят сплеча, обдумывая каждый свой шаг. Они могут разговаривать лозунгами, но лишь тогда, когда слово согласуется с делом, а дело делается по совести.

Они любят труд, но это уже не кипучая страсть героев первой пятилетки. Труд по отношению к герою представляется как миссионерское призвание, как подвижническое самоопределение, мирская аскеза. Вместо идеализированной античной телесности — нарочито грубые фигуры и лица, которые изображаются грубыми и непропорциональными, вызывая у зрителя визуальный диссонанс и дискомфорт. За это авторов «сурового стиля» часто обвиняли в «очернении образа социализма в целом советского человека в частности».

Такой поворот в культуре Советского Союза был обусловлен завершившимся на всех уровнях (законодательном, институциональном, технологическом) обособлением сфер материального и духовного производства, отделением тяжелого физического труда от знания, «людей в черном» (рабочих, крестьян) от «людей в белом» (служащих, интеллигенции). Между ними не было открытого конфликта, но и торжественного единения, как когда-то у рабочих и крестьян — тоже не было. Скорее наоборот, наблюдалось взаимное отчуждение и ирония.

Юрий Королев. Строители. 1970-е
Юрий Королев. Строители. 1970-е

Только в суровом стиле эти два мира обретали эстетическое единство. Миссионерское отношение к труду уравнивало тех кто работал руками с теми, кто работал головой; тех, кто рисковал жизнью в экстремальных условиях с теми, кто занимался рутинной работой, сидя в кабинете.

И все же тема ручного труда была более популярна у художников, поскольку «суровость» ручного труда была совершенно очевидна, а в умственном труде ее нужно было тщательно разглядывать. Кроме того, страна по-прежнему строилась, и каменщик, укладывающий кирпичи был весомее, зримеее, важнее химика, создающего формулу цементного раствора.

Вернемся к творчеству Владимира Мальцева и посмотрим на то, как создавалась самая известная из его картин - «Геологи». В Пермской галерее хранятся шесть работ автора с похожим сюжетом: два этюда 1964 года, два эскиза 1967 года, картина 1968 года «Последний перевал» и картина «Геологи» 1969 года.

Владимир Мальцев. Этюд и эскиз к картине «Геологи». 1964 (из коллекции ПГХГ)
Владимир Мальцев. Этюд и эскиз к картине «Геологи». 1964 (из коллекции ПГХГ)

Этюды и эскизы мало напоминают финальную версию, и все же в них мы можем найти предпосылки ключевых образов будущей картины и «симптомы» сурового стиля. Работа геологов связана с землей, а точнее — с камнем. И, хотя далеко не все полезные ископаемые — твердые тела (есть нефть, газ), мы обычно представляем геолога с куском горной породы в руке, а нефтяников с газовиками определяем в отдельную касту.

Но мы уже видим, что на изобразительной плоскости практически нет неба. Под ногами — камень, причем очень символической для профессионального взгляда формы — это пласты горной породы, плоть нашей планеты. За спиной горы, горизонт отсутствует. Узкая полоска неба сверху — тусклая, немногим ярче камня, и темнее лежащего на вершине снега. Как будто небо — тоже каменное. И бородатый геолог, стоящий с сигаретой в руке тоже словно из камня. Он не молод, но и не стар. Он скорее изначален, как будто рожден самой землей сразу таким, каким мы видим его на картине. В отличие от своего коллеги, который выбивается своей человечностью из этого каменного мира. Светлые волосы, клетчатая кепка, очки, красная гроздь каких-то ягод в руке и совершенно бытовая, я бы сказал, городская, поза дают нам понять, что это дитя каменных джунглей, какой-то еще не освоившийся в полях студент или стажер. Он еще не слился с суровой природной средой, он слишком цивилизованный и уязвимый, о чем говорят комариные укусы на лице. Момент, изображенный на этюдах — привал на маршруте, где бывалый геолог даже не отдыхает, просто остановился и курит, его внутренний мир — уже не внутренний, он весь снаружи и внутри слился с горами. А вот стажер похоже мысленно не здесь — в городе, с семьей, друзьями. Для него жизнь и работа — пока еще не равноценны, точки над и не расставлены. Художник не стремится к избыточному драматизму и не решает за зрителя судьбу героев своего произведения, предлагая им самим определиться какими быть и как жить дальше.

Владимир Мальцев. Эскиз к картине 'Геологи'. Последний перевал. 1967 (из коллекции ПГХГ)
Владимир Мальцев. Эскиз к картине 'Геологи'. Последний перевал. 1967 (из коллекции ПГХГ)

Эскизы 67 года и работа «Последний перевал» - совсем другие. Они почти квадратных пропорций, в них совсем нет неба, их цвет и фактура еще более каменные, никаких кустов с ягодами мы там не видим. Количество людей увеличилось сначала до 3-х, а потом до 4-х, но неосвоившегося в полях студента-стажера среди них нет. Все они одинаковые, похожие на «окаменевшего геолога» с этюдов. Ситуация, в которой находятся персонажи тоже претерпела изменения. Это не просто передышка в пути, которая бывалым геологам не особенно нужна. Это остановка, чтобы сверить курс, понять — куда идти дальше.

Автор создает две версии одной работы, различающиеся незначительной на первый взгляд деталью. На картине «последний перевал» 1968 года, в руках геолога, стоящего в центре группы, мы видим компас, по которому он сверяет маршрут. Позы, в которых застыли остальные геологи выражают готовность двинуться в путь: один поднимает треногу, другой забрасывает на плечо рюкзак, третий — закрепляет поклажу на спине коня. Название «последний перевал» позволяет предположить, что миссия, то есть экспедиция, подходит к концу, герои устали, но скоро прибудут на базу или отправятся домой.

Владимир Мальцев. Последний перевал. 1968 (из коллекции ПГХГ)
Владимир Мальцев. Последний перевал. 1968 (из коллекции ПГХГ)

На картине «Геологи» 1969 года количество персонажей и композиция не изменилась, по сравнению с работой 1968 года, но характер персонажей и общий смысл работы стали иными. Здесь мы уже не можем однозначно сказать, остановились они только что, или готовятся тронуться в путь. Их позы неопределенны, а персонаж в центре изображен без компаса. Ему не нужен компас, он и так знает куда следует идти, а может быть и видит, поскольку они стоят на перевале и могут видеть на многие километры вокруг.

Владимир Мальцев. Геологи.1969 (из коллекции ПГХГ)
Владимир Мальцев. Геологи.1969 (из коллекции ПГХГ)

Название работы «Геологи» - более абстрактно, в нем нет намека на цель или на какой-то этап пути. Зато мы видим, что плато, на котором стоят геологи, покрыто снегом. У геологов есть профессиональное выражение «работать в поле до белых мух», то есть до выпадения первого снега. Снег выпал совсем недавно, лошадь пьет воду из еще не замерзшей лужи. Пора возвращаться домой. Но в позах и лицах нет обычных для обратного пути расслабленности и веселья, они готовы двигаться дальше, продолжать работу, несмотря на наступающую зиму. И вновь автор не подталкивает зрителя к развязке сюжета, не намекает на величие покорившего природу человека. Скорее наоборот, мы видим власть природы, формирующей характер человека, дар не менее ценный, чем полезные ископаемые. Чтобы принять этот дар и стать суровым настоящим человеком, никакие посредники не нужны. Только труд, терпение и вера в то, что несешь благо людям.

Автор текста — Владимир Береснев, ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи.

Больше информации на официальном сайте Пермской художественной галереи: https://permartmuseum.ru/

Группа ИСХУЗУР ВК: https://vk.com/ishuzur