Такие понятия как Добро и Зло будоражат человеческие умы на протяжении многих тысячелетий. С приходом авраамических религий принцип Зла персонифицировался в образе верховного демона и властелина ада – Дьявола. В данном эссе я не берусь рассуждать о природе Добра и Зла, а хочу выступить в роли небезызвестного адвоката и попытаться разобраться, какие энергии символизирует XV аркан Таро, именуемый Дьяволом, а хорошо это или плохо – судить Вам.
У каждого, кто хоть мало-мальски знаком с картами Таро, выпадение XV аркана вызывает массу негативных эмоций. И не мудрено - традиционные значения, приписываемые этой карте, гласят: деградация, саморазрушение, низменные инстинкты, зависимости, приводящие к роковому стечению обстоятельств и тому подобные явления. Перцу в апофатический компот добавляет образ рогатого существа с козлиными ногами, ассоциируемый у нас с врагом рода человеческого.
За основу изображения XV аркана в традиционных колодах Таро взят образ Бафомета с рисунка оккультиста XIX века Элифаса Леви – основоположника и идейного вдохновителя системы французского Таро. Леви в своей книге «Учение и ритуал Высшей магии» так проинтерпретировал символику Бафомета:
«Козел, изображенный на фронтисписе, несет на лбу знак пентаграммы, обращенной вверх одним углом, то есть символ света. Руки его сложены в знаке оккультизма: одна указывает вверх, на белую луну Хесед, другая — вниз, на черную луну Гебуры. Этот знак выражает совершенную гармонию милосердия и правосудия. Одна рука его — женская, другая — мужская, как у кунратовского андрогина [т.е. как на гравюре с изображением андрогина из «Амфитеатра вечной мудрости» Генриха Кунрата], атрибуты которого нам пришлось соединить с атрибутами нашего козла, потому что эти два символа означают одно и то же. Пламя разума, сияющее между рогами, — это магический свет вечного равновесия, образ души, превознесенной над материей: ведь пламя пылает над материей, хотя и привязано к ней. Голова этого животного олицетворяет ужас грешника, в составе которого наказанию подлежит исключительно та часть, которая действует в материальном мире, — ибо душа по самой своей природе лишена физических чувств и способна страдать лишь тогда, когда облекается материей. Вертикальный жезл, изображенный на месте гениталий, символизирует жизнь вечную; часть тела, покрытая чешуей, — воду, полукруг над нею — атмосферу, а перья, покрывающие тело над полукругом, — летучее начало. Род человеческий символически представлен парой грудей и андрогинными руками этого сфинкса оккультных наук».
Надписи на руках Бафомета - Solve /Coagula, которые переводятся с латыни как Растворение/Сгущение, являются метафорой алхимического процесса Великого делания. Принцип Solve et Coagula символизирует процесс трансформации и преображения внутреннего мира человека. Стадия Solve приходит тогда, когда сознательное эго человека встречается с бессознательным, с тенью, для того, чтобы воссоздаться в новой ипостаси на стадии Coagula и прийти к целостности.
Разделение или полярность сознания присущи человеку, существующему в материальном мире - День/Ночь, Мужчина/Женщина, Добро/Зло. В космическом же сознании, к которому стремится каждая Душа, полярности не существует. Путь Дао в Буддизме, алхимия Духа в западной герметической традиции – все говорят об этом.
История разделения человеческого сознания описана в Ветхом Завете. Андрогинное существо Адам отделяет от своего ребра ( в арамейском оригинале «сторона, бок») часть своей сущности, которая вкушает плод с Древа Познания, тем самым обретая возможность различать Добро и Зло, но в то же время теряет свою цельность.
«Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в царствие Божие.»
Евангелие от Фомы, лог. 27.
Скованные цепью мужчина и женщина, изображенные на XV аркане, суть единое существо, не разделенное материальной полярностью.
Буква Иврита, соответствующая XV аркану – Самех. На Каббалистическом Древе Жизни буква Самех соотносится с путем, соединяющим сефиру Йесод с сефирой Тиферет. Йесод преобразует энергии всех предыдущих сефирот для проявления их в мире материи – Малкут, а Тиферет служит мостом между верхней ( божественной) и нижней ( земной, материальной) частями Древа Жизни. Таким образом путь Самех пересекает завесу Парокет, отделяющую проявление Творца на земле от остального материального мира. Человек, прошедший путем Самех, обретает внутреннее равновесие и понимание, что на этом Пути опираться ему стоит только на себя. Испытываемого им ужаса одиночества, темной ночи души или алхимической стадии Нигредо, избежать не удастся. Тенью (термин, введенный Юнгом) мы называем сумму всех отвергнутых областей психики, которые человек в себе не видит или не желает видеть и поэтому не осознает. Ступивший на Путь Самех индивид встречается с Тенью лицом к лицу и освещает ее светом Тиферет, интегрируя в свое сознание.
Таким образом, подводя итог под всем вышесказанным, с уверенностью можно согласиться с тем, что демон Бафомет с XV аркана подмигивает своим красным глазом человеку, который готов к тому, чтобы пройти дорогой познания скрытых областей своей психики, препятствующих ему на пути к целостности и Духовному росту.
А вот с какой миссией приходят люди, воплощенные с Лучевой энергией Дьявола, это тема для дальнейшего исследования.
#таро #философия #алхимия #миссия