Найти в Дзене
Браво! Танцы 60+

Чужая слава создателя Новосибирска

Оглавление

... Интересно, кто был этот первый человек, который поселился на этом месте...

Как приятно иметь дело с такими заинтересованными читателями. Комментарий, который вынесен в заголовок, пришел в ответ на статью про город Новосибирск 👇

А вы читали эту статью?

Вот и мне стало интересно, углубилась в историю, порылась в интернете. Хочу поделиться с вами о чём узнала.

Если статья понравится, поставьте 👍, напишите, о чём вы хотите узнать ещё.

Освоение сибирских земель

История города Новосибирска начинается в XVI веке. Первые сибирские поселения строили служивые люди, которые направлялись по долгу службы в отдаленные уголки страны с главной целью освоения новых земель. Затем требовалось защитить границы освоенных территорий от нападений кочевников. Так были построены первые остроги.

Острог - фортификационное сооружение, постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен высотой 4-6 метров. Этимология названия связана с глаголом строгать.  
Википедия

Благодаря постройке этих оборонительных и защитных сооружений активно началось освоение земель вдоль реки Оби. Таким образом, к концу XVIII века на обоих берегах реки возникло множество деревень, вошедших в состав Кривощёковской волости.

Основание Новосибирска

В середине XIX века в с принятием в 1861 году закона, освободившего крестьян от крепостного права, в Сибирь резко хлынул поток переселенцев. Крестьянам стало не хватать сельскохозяйственных земель в европейской части страны. Правительство решило выделять крестьянам земельные участки за Уралом.

Московский тракт, который соединял центральные регионы России с обширным восточным краем не соответствовал запросам и потребностям правителей государства, поэтому в 1891 году по указу императора Александра III начато строительство железнодорожной магистрали в Сибири.

Основные причины, которые подтолкнули царя Александра III принять решение о строительстве железной дороги в сибирский регион были такие:

  • необходимость освоения богатых земельных ресурсов Восточно-Сибирского региона;
  • требовались дополнительные рынки сбыта продукции и сырья;
  • было огромное желание правителей страны выйти к тихоокеанскому побережью.

30 апреля 1893 года в село Большое Кривощёково, появившееся еще в XVII веке, прибыли из столицы самые талантливые российские инженеры- жележнодорожники и отряд мостостроителей для прокладывания железнодорожной ветки на Транссибирской магистрали и возведения моста через реку Обь.

Возглавлял строительство железной дороги русский инженер Н.Г. Гарин-Михайловский.

Эта дата считается днём основания современного города Новосибирска.

Значит в 2023 году Новосибирску исполнится ... 130 лет!

Работы по строительству моста и железной дороги, соединяющей Омск и Красноярск, были окончены за четыре года. K тому времени первоначальный вид села Краснощёково значительно изменился. B поселке появилaсь паровaя мельницa, большая лесoпилка, крупный склад керoсина и множество торговых лавок и речная пристань. Численность населения увеличилась в 4 раза.

Рядом возникло несколько поселений рабочих, которые трудились на строительстве моста и железнодорожной ветки. В 1895 году все мелкие поселения слились в посёлок Ново-Николаевск.

Железнодорожная станция и пристань на реке Оби превратились в крупные торговые центры.

И только в 1926 году город получил название - Новосибирск.

При обсуждении нового названия предлагались и другие варианты. Если хотите об этом узнать, напишите в комментариях.

Поэтому, на вопрос подписчицы:

Интересно, кто был этот первый человек, который поселился на этом месте?

Ответ такой:

- Считается, что место для строительства моста выбрал инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Он и является основателем города Новосибирска.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с женой.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский с женой.

При более детальном разбирательстве историки выяснили, что идея строительства первого моста на этом самом месте, вокруг которого вырос город Новосибирск принадлежит всё таки другому человеку. Но, переписывать историю не стали. Оставили лавры Гарину-Михайловскому.

Мост, построенный в 1896 году простоял почти 100 лет.

В 1990 году произведена его реконструкция. Мостостроители не придумали ничего лучше, чем соорудить на ранее существовавших ледорезах (на фото👇) надстройку для расширения опор.

Мост через реку Обь на Транссибирской железнодорожной магистрали 1897 год.
Мост через реку Обь на Транссибирской железнодорожной магистрали 1897 год.

На них были смонтированы новые стальные железнодорожные пролеты, рассчитанные на более высокие современные нагрузки. Но и сейчас мост используется только для пассажирских поездов и электричек, а тяжёлые грузовые составы идут по другому мосту.

Современный железнодорожный мост на основе столетнего моста. На фото видны старые опоры.
Современный железнодорожный мост на основе столетнего моста. На фото видны старые опоры.

Для сохранения исторического события и в память о первостроителях одно из пролетных строений моста сейчас установлено на городской набережной. Памятник находится вблизи современного моста.

Реальная ферма одного пролёта исторического моста, построенного в 1897 году
Реальная ферма одного пролёта исторического моста, построенного в 1897 году

Два брата, старший и младший

На фото ниже одно из последних грандиозных строительных сооружений - новый автомобильный мост через Обь, построенный в 2014 году.

На переднем плане Бугринский мост, на дальнем - самый первый, ныне действующий, железнодорожный мост.
На переднем плане Бугринский мост, на дальнем - самый первый, ныне действующий, железнодорожный мост.

На дальнем плане, стрелкой указан первый, железнодорожный мост через Обь.

Про Бугринский мост была публикация на канале.

Ждём комментарии и интересные вопросы про историю города Новосибирска.

Очень надеюсь, что и вы полюбите этот город.

До встречи на канале!

Не забываем 👍.

Вам не сложно - нам приятно 🤗