На Афоне духовному деланию учился преподобный Паисий Величковский (1722–1794). Отличительной особенностью этого дивного старца было то, как он служил службы со слезами на глазах. Некоторые не могли достаивать службу и на время выходили из храма, чтобы успокоиться. Даже когда служил Патриарх и тот не мог удержаться от избытка чувств и слёз, он лишь все время повторял, видя такое смиренное и благоговейное служение: "Слава Богу за всё!"
Старец был преисполнен многих даров: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, духа страха Божия.
Внешний вид отца Паисия был настолько светлым, что его лицо просто сияло, сияло отблеском небесной славы. Чистота целомудрия преподобного Паисия была для многих примером настоящего подвижничества.
Старец за свою жизнь перевел много книг, служил не только в монастыре, но и в миру для людей. Когда стекалось на праздники огромное количество людей, он каждого принимал и благодарил за то, что они проявили труд, посетить обитель. Всем оказывал радушие и гостеприимство. А в храмовый праздник двери его кельи могли не закрываться по 4 дня, он принимал людей днём и ночью.
Пред своей кончиной, он был болен четыре дня и почил 15 ноября 1794 года.
Духовные наставления преподобного Паисия Величковского
1. Прежде всякого грехопадения бесы наводят на человека следующие страсти: мрачное забвение, гнев жестокий, то есть бесчеловечную и зверскую злобу, и неведение, как тьму беспросветную. Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха прежде, чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением, или гневом, или неведением. От них происходит душевное нечувствие, то есть ум – душевное око – бывает темен и пленяется тогда всеми страстями.
2. Прежде всего должно отогнать от себя самолюбие во всех видах пожелания предметов и уничижить себя во всех видах покаяния – в помысле, в деле, в слове, в пище, одежде, в домашней обстановке и внутренних вещах, во всем должно смирять себя и осуждать; во всем избирать себе худшее, и таким образом умолкнут страсти душевные.
3. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь – постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьем. Напечатлевай ее и в мысли своей; не смущайся тайно творить ее и в нужных местах. И когда изнеможет язык и уста, тогда одним умом молись.
4. Если кто не возложит всего себя на Бога, – и в необходимых телесных нуждах и во всякой скорби не будет говорить: «как Богу угодно», – не может спастись.
5. Вспомни от века святых, которых недостоин весь мир, бывших в лишениях, скорбях, гонениях, притеснениях. Ты же какой новый путь хочешь установить, которым думаешь спастись? Если не можешь трудиться по-отечески, то, по крайней мере, по-отечески разумно терпи.
6. В нынешние времена требуется человеку самого себя учить, себе самому внимать во всякой добродетели. Воздыхающий один час о душе своей лучше пользующего весь мир. Каждый, делая что-либо из добродетелей, спасает себя одного; если же кто весь мир спасает, а себя погубит, то какая ему от этого польза? Все мы знаем, как спастись, но по лености не хотим, спасай же себя самого! Не всякий даст ответ в том, что не наставлял других, но те, которым дано; им и должно до смерти страдать и полагать душу свою за стадо; о себе же самом каждый даст ответ.
7. Когда будешь кем-либо допрашиваться, не допускай себе оправдываться, или противоречить, но скажи со смирением: «Прости меня Бога ради», и остальное молчи.
8. Должно взирать и надеяться на милость Божию и вспоминать от века преславные чудеса Его и помощь надеющимся на него угодникам Его, что ни в какой нужде и скорби не оставляет Бог и никогда выше силы нашей не попускает искушение, и посему должно нам с благодарением, ради Бога и будущих вечных благ, мужественно нести свой крест – терпеть все скорбное в данном времени и месте. По слову апостола: «многими скорбями должно нам войти в Царство небесное» (Деян. 14, 22); этим узким скорбным путем придем в высочайшее совершенство терпения и на всяком месте не лишимся полезного, но получим его милостью Божией и не потеряем напрасно время нашей жизни.
9. Такова хитрость у лукавых бесов: они постоянно заняты нами; как сторожа подмечают наши наклонности и пожелания; о чем мы думаем и что любим, чем заняты помимо их; и какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети; таким образом мы сами возбуждаем против себя всякую страсть и бываем причиною ее. Потому бесы ищут в нас повода, что чрез свою наклонность и пожелание мы скорее запутаемся. Они не принуждают нас к тому, чего мы не желаем, от чего отклоняем ум, с чем не соглашаемся по своей воле; они понемногу испытывают нас: не примем ли какую-либо страсть, и уже к нашему желанию и усердию присоединяют свои козни; ибо собственно нам принадлежит повод ко греху – пристрастие, слабость и небрежность, – не отсекаем начало каждой страсти.
10. Бесы очень боятся шести добродетелей:
- алкания,
- жажды,
- молитвы Иисусовой,
- крестного изображения, – кто хорошо изображает крест на себе, на лице своем,
- частого причащения пречистых Тайн Христовых – кто достойно причащается,
- несомненной надежды на Бога. Нет страшнее сего оружия против бесов.
11. Православный христианин должен соблюдать еще и заповеди церковные. Они также необходимы для спасения. Кто хочет спастись, тот от всего сердца должен считать себя пред Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божия, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всяком согрешении своем.
12. Ничто не случится с нами помимо промысла Божия и устроения Его. Но судьбы Божии непостижимы, и посему должно в терпении спасать свои души, и претерпевый до конца спасется чрез Христа Иисуса, Господа нашего, Емуже слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь