Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы предлагаем пощекотать себе нервы рассказом о том, каково было водителям Крайнего Севера на их дальних и ближних маршрутах в 50—е годы прошлого столетия.
Парадокс Крайнего Севера заключается в том, что именно на самый суровый зимний период здесь приходится наибольшее количество грузовых перевозок.
И дело здесь даже не в чьем-то разгильдяйстве, как можно было бы подумать, на первый взгляд, а в суровой реальности местной природы. Да суровые морозы, сугробы по самую крышу и метели.
Но летом и в межсезонье все еще хуже – непроходимые болота, раскисшая тундра, редколесье, скалы и бесконечные каменистые сопки. В холодное время года все эти препятствия можно преодолеть по замерзшему в камень грунту, льду рек и морей.
Практически в любой рейс на Севере разрешалось отправляться только колонной в 2-3 машины, чтобы в случае необходимости водители могли оказывать друг другу помощь в пути.
В целом, стоит отметить, что любая северная дорога, независимо от того, являлась она временной или постоянной, представляла собой просчитанную систем мер и сооружений, в которых при необходимости можно было бы отдохнуть и провести ремонт автомобиля. То есть водитель, отправляясь по маршруту, не был предоставлен сам себе.
Достаточно часто поездки прерывались вынужденными остановками, после которых далеко не каждый грузовик мог продолжить движение.
Так, например, сильная пурга порою приводила к тому, что автомобили вставали на несколько суток.
Из-за практически нулевой видимости ехать дальше было попросту опасно. В слепой снежной пелене поджидали самые разные неприятности – от огромных валунов и пней, наткнувшись на которые можно остаться без картера, до случайного съезда с маршрута.
После остановки машину готовили к ночевке – сливали масло и воду. В особенно сильные морозы всю ночь грели двигатели.
Воздушные фильтры, горловины баков, выхлопную трубу, пробку радиатора и маслоналивной горловины закрывали специальными презентованными колпаками.
И наконец, предметом особых забот становились шины. Дело в том, что резина является одним из самых уязвимых для низких температур материал.
Если автомобиль времен 60-70-х гг. стоял на морозе, хотя бы 20 минут, трогаться с места и сразу ехать вперед, как ни в чем не бывало, на нем было нельзя – можно было моментально остаться без колес. Чтобы промерзшие и ставшие хрупкими, словно стекло камеры не растрескались до сквозных дыр, их для начала нужно было прогревать ездой на малой скорости.
За 10-15 минут такого движения резина разогревалась до 10-20 градусов по Цельсию, постепенно возвращая себя эластичность.
Еще один способ, с помощью которого можно было предотвратить разрушение шин на морозе и быстро прогреть их, заключался в том, что колеса обливали бензином и поджигали. При низких температурах сама резина практически не горела, а вот горючее полыхало нормально. Порою такие манипуляции приходилось повторять не один раз на протяжении всего маршрута.