Найти тему

Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея. Бытие. Глава первая

Оглавление

Жить нам велено по Новому Завету, поэтому Ветхий Завет интересен лишь с исторической точки зрения. На канале оба Завета будут выходить параллельно.

Сотворение мира

1 Когда Бог начал творить небо и землю, земля была

То, что небо упомянуто первым, не означает, что оно и создано первее, поскольку здесь стоит союз "и". Небо чисто фактически не могло появиться первее земли, поскольку является её продуктом.

2 пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.

На самом деле Солнце появилось первее Земли, поэтому здесь под бездной, вероятно, имеется в виду космический вакуум Солнечной системы. Под водой же имеются в виду ледяные кометы.

В других вариантах перевода над водами проносилось дыхание Божье или мощный ветер.

3 Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет.

4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы.

Отделение света от тьмы путём задания вращения планеты вокруг своей оси.

5 Бог назвал свет днём, а тьму — ночью. Был вечер, и было утро — день первый.

Иногда, употребляя существительное в единственном числе, на самом деле можно иметь в виду множественное число. Например: "Не перевелась ещё благородная птица тетерев" (Тургенев). Согласно научным данным, Земле ~ 4,5 млрд лет, поэтому слова ночь и день здесь следует воспринимать как последовательности дней и ночей.

6 И сказал Бог: «Да будет свод между водами, чтобы отделить воду от воды».

Свод в переводе с еврейского — купол.

7 Бог создал свод и отделил воду под сводом от воды над ним, и стало так.

8 Бог назвал свод небом. Был вечер, и было утро — день второй.

9 И сказал Бог: «Да соберутся вместе воды под небом, и да появится суша», и стало так.

Здесь, вероятно, рассказывается о периоде формирования океанов за счёт конденсации водяного пара и льда из сталкивавшихся с Землёй комет.

10 Бог назвал сушу землёй, а собранные воды назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

Слово "море" в переносном значении может употребляться как "океан".

11 «Да произведёт земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри», — сказал Бог, и стало так.

Под "произведёт" следует понимать "взрастит". Абиогенез (самозарождение жизни) в Священных Писаниях не описывается, поскольку для тогдашних людей это было бы слишком сложно для понимания. Также им было бы сложно понять разницу между растениями и грибами.

12 Земля произвела растительность: разные виды растений, приносящих семя, и все виды деревьев, приносящих плод с семенем внутри. И Бог увидел, что это хорошо.

На самом деле не все растения размножаются с помощью семян в их строгом определении, поэтому слово "семя" можно воспринимать в переносном значении.

13 Был вечер, и было утро — день третий.

14 И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, дни и годы,

Действительный порядок сотворения нарушен лишь для удобства повествования. Было бы странно рассказывать о создании Земли рядом со светилом — можно было бы подумать, что оно имеет большее значение. Это подтверждает также упоминание дня ещё до создания светила.

15 и пусть они будут светильниками на небесном своде, чтобы светить на землю». И стало так.

Луна не светит, а лишь отражает солнечный свет, но древние люди этого бы не поняли.

16 Бог создал два великих светила — большое светило, чтобы управлять днём, и малое светило, чтобы управлять ночью, а также Он создал звёзды.

Опять же, напрямую не сказано, что звёзды были созданы после, поэтому и не стоит так считать.

17 Бог поместил их на небесном своде, чтобы они светили на землю,

18 управляли днём и ночью и отделяли свет от тьмы. Бог увидел, что это хорошо.

19 Был вечер, и было утро — день четвёртый.

20 Бог сказал: «Да наполнится вода живностью, и да полетят над землёй по небосводу птицы».

Эволюция не упоминается по той же причине, по которой не упоминается абиогенез.

21 Бог создал огромных морских чудищ, разные виды движущейся живности, кишащей в воде, и разные виды крылатых птиц. И увидел Бог, что это хорошо.

Не следует негативно воспринимать слово "чудище", поскольку под ним можно понимать и чудо, что подтверждается следующим стихом.

22 Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте воды в морях, и пусть птицы множатся на земле».

23 Был вечер, и было утро — день пятый.

24 И сказал Бог: «Да произведёт земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», и стало так.

Опять же, под "произведёт" следует понимать "взрастит", тогда стих не будет противоречить научным данным о том, что птицы произошли позже.

25 Бог создал разные виды диких зверей, и скота, и все виды пресмыкающихся. И увидел Он, что это хорошо.

26 Потом Бог сказал: «Создадим человеческий род — Наш образ и Наше подобие, — пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землёй и над всеми пресмыкающимися».

Бог говорит о себе во множественном числе, поскольку он триедин — является Отцом, Сыном и Духом святым. Подробнее в следующих статьях.

Обратите внимание на словосочетание "человеческий род". В такой формулировке Священные Писания не противоречат научной теории происхождения человека от человекообразной обезьяны (систематически род Человек входит в состав подотряда обезьян). На всякий случай уточню, что современный человек и известные читателю современные обезьяны — параллельные ветви эволюции (это к вопросу о том, почему обезьяны "больше" не эволюционируют в человека).

27 Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их.

Несмотря на то что человек является обезьяной, не следует думать, что Бог выглядит мохнатым или является одноклеточным существом, поскольку то, как мы выглядим сейчас, и является задуманной Им конечной формой (конечной на момент создания писаний. Эволюционировать мы не перестали).

Последнее слово стиха говорит о том, что создал Он не одного человека, а популяцию.

28 Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися».

29 Затем Бог сказал: «Я даю вам все растения с семенами по всей земле и все деревья, дающие плод с семенем внутри; они будут вам в пропитание.

Не следует считать Бога жестоким из-за того, что он позволяет нам питаться растениями — у последних нет нервной системы и они не способны даже осознать факт своего существования.

30 И всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всем пресмыкающимся — всем, в ком дышит жизнь, — Я даю в пищу всякую зелень». И стало так.

31 Бог посмотрел на всё, что Он создал, и всё было очень хорошо. Был вечер, и было утро — день шестой.

Читая, помните о том, что священные тексты написаны именно людьми, и мы не знаем, как именно с ними взаимодействовал Бог, и не можем быть уверены в том, что они сами правильно поняли все слова Его. Не задействуя логику, Священные Писания можно трактовать как угодно. Поэтому развивайтесь и умственно!

Цитированная литература

Бытие, 15—16 вв. до н. э. (?). — Текст : электронный. — URL: https://bible.by/nrt/1/1/ (дата обращения: 17.08.2022).