Ушел Анатолий Кононов - один из судей Конституционного суда первого призыва, назначенный на свой пост еще при создании КС в октябре 1991 года, народный депутат РСФСР из фракции «Демократическая Россия» и «чемпион» по «особым мнениям» к решениям КС (их у него более пятидесяти). В КС он провел почти двадцать лет и подал в отставку с 1 января 2010 года.
С Анатолием Леонидовичем мы были немного знакомы, несколько раз встречались лично, порой переписывались.
Познакомились уже после его отставки, вызванной его публичными заявлениями о том, что «независимых судей в России нет».
Что Конституция теоретически
«вполне на уровне, на практике же многие наши права очень сужены – избирательные, право на свободу слова, начиная от назначения губернаторов, и кончая региональными выборами».
Что решение о том, чтобы председателя КС и его заместителей рекомендовал к назначению президент РФ, «связано со стремлением централизованно решать все, чтобы у исполнительной власти была возможность руководить и судебной системой, что в принципе недопустимо».
И что хотя он «внутренне – абсолютно независимый судья», но «внешне о полной независимости говорить нельзя, ее нет ни у одного судьи ни на одном уровне».
Собственно, ничего такого, о чем бы не знали как сами судьи, так и политики и журналисты, судья Кононов не сказал.
Но ему, считавшемуся в КС «больше правозащитником, чем судьей», тогдашние коллеги припомнили все его «особые мнения» по резонансным делам: указы президента о чеченской войне, отказ от выборов губернаторов, право граждан на митинги и демонстрации, «дело Ходорковского» и многие другие.
Читая «особые мнения» Кононова, я всегда восхищался его отточенными по форме и неопровержимыми по содержанию формулировками.
Чего стоит только, наверное, самая актуальная на сегодня из его логических конструкций:
«вместо защиты прав граждан КС занял позицию оправдания их ограничений».
Наверное, только один раз за все его два десятка лет в КС я был с ним категорически не согласен: в сентябре 1993 года, когда КС оценивал указ президента Бориса Ельцина о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета № 1400, судья Кононов вместе с еще тремя коллегами голосовал против признания этого указа неконституционным. Но это, как уже сказано - единственный случай.
Он был абсолютно честным, исключительно глубоким и предельно скромным человеком.
Светлая память Вам, Анатолий Леонидович.
Борис Вишневский