Родители в курсе, что вторая половина сентября – старт волны респираторных заболеваний. Конечно существуют объективные причины. Дети собираются в школах и заражают друг друга. Но сильный или хронический стресс снижает иммунитет человека. Пусть косвенно, но это тоже способствует вспышке заболеваемости среди подростков. Будем откровенны, психически здоровый ребенок, как правило не хочет учится. Особенно это нежелание остро проявляется после летних каникул. Единственный способ избежать учебы – заболеть.
Проблема заключается в том, что сегодняшние взрослые выросли именно из таких детей. Их головы привыкли использовать психосоматические заболевания как способ прятаться от неприятной реальности. Отсюда такая волна панических атак и прочих вегетативных психических расстройств. Что же делать, как работать с психикой, привыкшей убегать в болезнь?
1. Во-первых, необходимо доказать голове, что такая тактика невыгодна. Как это сделать? Заставлять ребенка с температурой учится или себя работать? Конечно нет. Расскажу, как организована учеба в медВУЗах. Начиная с четвёртого курса, студенты учатся циклами. То есть 1,5 месяца подряд каждое утро, с 9:00 до 13:00 вы учите только госпитальную хирургию, или только гинекологию или еще что-нибудь. Вторая половина дня – различные лекции. Предположим вы заболели и пропустили большую часть цикла. В таком случае выздоровев, утром вы будете посещаешь следующий цикл, а во второй половине дня пойдете на «перецикловку» с другими группами. Плюс придется сдать конспекты пропущенных лекций. Таким образом студент учится как бы в две смены. То, что пропущено из-за болезни все равно придется посетить и сдать. Иначе в сессию тебя не выпустят, и ты вылетишь к чертовой матери. Таким образом заболеваемость в медВУЗах сведена к минимуму, так как болеть попросту нецелесообразно. Ровно такую же систему вы можете внедрить для себя, и для своих детей. Дорогая голова, болей на здоровье, но имей ввиду, что потом придется все отработать на 100%.
2. Необходимо удостовериться, что объем работы, который вы взвалили на свою голову соответствует вашему потенциалу. Если задача выше потенциальных возможностей все закончится либо депрессией, либо алкоголизацией, либо каким-нибудь совсем тяжелым психосоматическим заболеванием, которое не вылечишь ни за месяц, ни за два. Если кусок не по зубам, то мудрее наступить на горло амбициям и пойти искать работу менее прибыльную и не такую престижную, но которая в гроб не загонит. Кстати тоже самое можно сказать и про детей. Иногда стоит поискать школу попроще, с менее радужными перспективами, но которая не превратит ребенка в психического или физического инвалида. Факторы, которые должны заставить задуматься. Проработав на одном месте 6 месяцев или более:
- Человек не успевает решать задачи в течении рабочего дня;
- Перед сном преследуют навязчивые мысли про работу;
- Во время рабочего дня преобладают негативные эмоции, а не нейтральные;
- Ноги буквально отказываются идти на работу по утрам.
3. Самое опасное в убегании в болезнь то, что дети (которые превращаются во взрослых) не научаются работать с отчаянием. Конфронтация с мыслью, что тебе придется еще огромное количество лет ходить в школу, которую ты ненавидишь или на работу, к которой испытываешь столь же теплые чувства конечно крайне болезнена. Но в результате именно эта боль станет мотивацией для того, чтобы решится поменять работу. Гораздо выгоднее прочувствовать боль от отчаяния и сделать решительный шаг (уволится, развестись, переехать), чем всю жизнь быть несчастным, не живя, но существуя под постоянным наркозом алкоголя или бесконечных болезней.
Либо же, столкновение с отчаянием лоб в лоб поможет принять реальность. После принятия, элементы реальности ранее вызывавшие негативные эмоции станут порождать только нейтральные. Например, студент готовится к экзамену. От оценки зависит наличие или отсутствие стипендии. Ему очень нужны эти деньги. Он отказывается принять, что с вероятностью 50% он останется без них. Но истратив все силы на подготовку в какой-то момент голова перегорает, человеку становится всё равно. Произошло принятие. Студент избавился от внутреннего конфликта. То есть проработать отчаяние – это столкнутся с ним и страдать до тех пор, пока либо не появится решимость всё изменить, либо не случится принятие (то есть пока не станет все равно).
P.S. Присылайте вопросы в директ или в телеграм doctor_vainer. Ответы в эфире в среду, в 12:10 Мск, в YouTube doctorvainer.
#психология #психосоматика #отчаяние #психотерапевт #докторВайнер