Тема появилась в результате посещения Двора Постникова. Информации разного направления очень много. Особенно интересным показалось множество примеров изразца. Началось с изображения русской печи, ну, и пошло...
Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около четырех тысяч лет назад, когда человек догадался "загнать" огонь сначала в глиняный сосуд, а далее и под свод жилища.
Древнерусское жилище до XV века
отапливалось печью-каменкой (1, 2), которая складывалась без связующего раствора из "диких камней" в одном из задних углов избы. Она надолго сохранилась как отопительный прибор в народных русских банях. Топились такие печи "по-черному".
Первые конструкции русских печей были глинобитными, без дымохода. Печь, сложенная своими руками из камня на глинистом растворе, называлась курной печью, а изба – курной избой.
Во время топки таких печей дым заполнял все помещение и выходил наружу через верхнюю часть приоткрытой двери. В XV веке для отвода дыма в стене стали делать отверстия с задвижкой – волоковые окна, которые закрывали деревянными заслонками (3, 4).
Позже стали топить "по-серому". Дым выводился через отверстие в потолке – "верхник", а затем, через кровлю, выходил наружу. В XV веке над верхником появляются деревянные трубы "дымницы". Так образовалась сквозная дымовая труба, которая делалась из толстых "тесин" или из ствола гнилой осины.
От такой печи и дымовой трубы пожаров было так много, что царским указом 1571 года запрещалось в избах топить печь с весны до поздней осени. Этот запрет продержался до 1728 года.
Не нашла пока о ранних печах при раскопках в Пскове.
Вот, например, только
При раскопках у церкви Георгия на Взвозе обнаружился опечек отопительного сооружения, назначением которого мог быть обогрев северного придела церкви. Помещение было деревянным, о чем говорит отсутствие намека на фундамент.
То, что печь была расположена за пределами церкви, имеет объяснение. Расположение печи в небольшом по размерам приделе очень сократило бы пространство для богослужения. Поэтому не исключено, что для обогрева придела Петра Митрополита было использовано отопительное устройство калориферного типа. В этом случае теплый воздух от печи, расположенной в помещении снаружи храма, поступал внутрь по специальным воздуховодам. Такие устройства использовались в средневековом храмовом строительстве, в т.ч. в монастырях Пскова и Псковской земли.
В конце XV века
глину для строительства печи все чаще стал заменять обожжённый кирпич. Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой. Боярские дома уже в XVI веке обогревались печами с дымовыми трубами. Широкое распространение в России печь "по-серому" и печь "по-белому" получили в XVII веке (5).
Развалы печей XVII века в Пскове
свидетельствуют о том, что в кладку этих печей входило мало кирпича, а преобладал массив глины и булыжного камня. Печной кирпич был разных форм и размеров. Для сборки труб применялись дымоходные кольца. Путем насаживания колец друг на друга и промазки стыков глиной можно было получать очень прочные, гладкие внутри трубы любой длины (6).
Примером служит исследование Ю. П. Спегальского, который в 1925 году
исследовал остатки разрушенной печи в так называемом доме Печенко — бывшем жилом здании XVII в.
Печь была построена, вероятно, вместе со зданием во второй половине XVII в., а впоследствии была сломана. Мусор, образовавшийся от ее разрушения, был свален под пол одной из палат здания. Объем этого мусора говорит о том, что за исключением немногих изразцов (видимо, оставшихся неразбитыми), в нем была вся кладка печи.
Основную часть мусора составляли глина и булыжный камень, настолько перегоревший, что некоторые камни можно было разломать и растереть в дресву голыми руками. В этой массе содержалось много обломков изразцов от облицовки печи, небольшое количество битого печного кирпича, два целых кирпича и обломки керамических частей печи — колец и дуг.
В 1718 году Петр I запретил
в Петербурге, в Москве и других крупных городах постройку черных изб с курными печами. Он ввел обязательную чистку дымовых труб от сажи. По его инициативе начали строиться в крупных городах заводы по выработке кирпича, изразцов и печных приборов и открылась торговля печными строительными материалами. С 1736 года в Петербурге получили широкое распространение печи с горизонтальными дымооборотами, а затем и с вертикальными (7).
Печь, как центр дома, нуждалась в украшении. Но!
Главное-то, конечно, назначение изразцов
– создание воздушной прослойки между печью и лицевой пластиной. Керамические плитки сохраняют тепло дольше.
Ранние печи декорировались терракотовыми, а затем поливными изразцами. Так появилось понятие "изразцовая печь".
Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. По мнению историков ордынское иго разрушило многие древнерусские технологии и сложные ремесла, такие как техника перегородчатой эмали, русское стекло, полихромная керамика, хорошо известные древним русичам задолго до появления этих технологий в западной Европе.
Только в городах, избежавших ордынского полона, сохранились и развивались древнерусские ремесла, получившие широкое распространение после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был древний Псков, впервые упомянутый под 903 годом в Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет».
В начале XVIII века по велению Петра было запущено производство новых для России "голландских" изразцов. Особенность их заключается только в росписи кобальтом по белой эмали, из-за чего они на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.
Уже к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу XVIII века и в XIX веке были заложены научные основы конструирования печей.
Реконструкция изразцовых печей в палатах Постниковых
При проведении исследований на раскопах во Дворе Постникова были обнаружены фрагменты полихромных и расписных изразцов, а внутри зданий открыты конструкции каменных оснований пяти печей. Эти находки дали возможность для воссоздания важнейших элементов интерьера палат.
При разработке проектов печей сотрудники фондов музея изучили более 80 археологических коллекций, из которых было выбрано около1500 фрагментов полихромных и бело-голубых изразцов. В числе этих коллекций и фрагменты изразцов печей Постникова.
При восстановлении изразцов каждый из них расписывался вручную. Оттенки глазури подбирались индивидуально к каждому экземпляру. Таким образом внешний вид реконструкции максимально приближен к сохранившимся подлинным фрагментам изразцов.
Подробнее о псковских печах и изразцах
Какими были печи в Пскове очень малоизвестно, а до исследования их Юрием Павловичем Спегальским не знали совсем. Своими научными трудами и творческими способностями он дал наиболее полное и яркое представление о древнерусских печах и всем разнообразии их декора. Им был разработан метод исследования остатков древнерусских печей, их орнамента по находкам печных изразцов в Пскове.
Если вы читали в одном из материалов о Юрии Павловиче, то знаете, что он подростком в 1924-25 годах облазил с глубокого низу доверху дом Печенко, разрушенный и принадлежавший ранее его семье. Тщательно перебирая мусор, собирал кусочки изразцов, зарисовывал и изучал многочисленные детали уходящей эпохи.
Реставратором было тонко подмечена зависимость изразцового декора печи от назначения помещения, в котором она стояла.
Например, в столовой палате – ярко освещенной, в которой все внимание сосредоточивалось на богато убранном пиршественном столе, - печь при всей ее изысканной красоте не слишком отрывалась от общего фона и не мешала восприятию главного.
Тогда как печь в «веселой» палате, освещенной мягким рассеянным светом, отличалась цветностью орнамента и могла соперничать своим убором с яркими одеждами людей, наполняющих палату.
Особенностью печей, стоящих в парадных залах палат Поганкиных, являлась броскость рисунка и резковатая контрастность расцветки, что было связано с большими размерами помещений и сравнительно слабым освещением. Печи с более мягким декором не могли бы достаточно выделяться в композиции интерьера.
В 1950-х годах Юрий Павлович собрал полную акварельную копию изразцовой печи ХVII века по фрагментам плиток сломанной изразцовой печи, найденных им в Пскове под полом дома Печенко.
И в 1953 году он начал строить копию изразцовой печи, как она могла выглядеть в палатах ХVII века, создавая изразцы на основе своих эскизов.
В 1955 году Юрий Павлович Спегальский в материале воссоздал печь для своей ленинградской повалуши. Для восстановленной изразцовой печи ученый выбрал мотив с птицами в зеленовато-голубых тонах, но, поскольку он должен был сочетаться с множеством других мотивов, то каждый изразец нужно было подгонять по цвету и форме.
В результате получилась реконструкция изразцовой печи ХVII века в натуральную величину, более двух метров высотой, полтора метра шириной и метр глубиной с изображением птиц, сказочных растений, зверей и единорогов.
В условиях городской квартиры было невозможно обжечь изразцы, чтобы закрепить яркую поливу, поэтому печь имела чисто декоративный характер. Каждый из элементов печи расписывался вручную и покрывался лаком, что сделало их неустойчивыми к высоким температурам.
Еще о Спегальском как о человеке и городе ))
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.