Найти тему
ЮФУ | SFEDU

#К_слову: морская доктрина. Эксперт ЮФУ назвала девять нововведений Морской доктрины России 2022 года

31 июля Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об утверждении новой Морской доктрины РФ. По словам доктора юридических наук ЮФУ, документ содержит положения, касающееся не только военно-морской политики — доктрина учитывает направления социально-экономического и научно-технологического развития России.

Морская деятельность и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана имеют чрезвычайно важное значение для современного государства, для обеспечения экономической независимости и экономического развития страны, роста материального благосостояния населения, экономической и продовольственной безопасности России.

Заведующая кафедрой государственного (конституционного) права, профессор Жанна Овсепян провела сравнительный анализ Морской доктрины РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.07.2022 и предыдущей одноименной Доктрины 2015 года, ныне утратившей свое действие, и сформулировала девять основных нововведений:

1) Расширен понятийный аппарат правового регулирования.

Впервые даны официальные определения таких понятий, как «национальная морская политика РФ», «морская деятельность Российской Федерации», «национальные интересы РФ в Мировом океане», «риски возникновения угроз национальной безопасности РФ в сфере морской деятельности», «вызовы национальной безопасности РФ в мировом океане» и «угрозы национальной безопасности РФ в Мировом океане».

2) Определены главные направления российской региональной морской политики и важные районы (зоны) обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.

Районы обеспечения национальных интересов России — это территории, контроль которых в значительной степени влияет на экономическое развитие, материальное благосостояние и безопасность граждан России. К таким зонам, согласно Доктрине, относятся акватории океанов и морей, прилегающих к побережью России, включая Азовское и Черное море, восточная часть Средиземного моря, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, а также районы прохождения мировых транспортных коммуникаций, в том числе пролегающих вдоль азиатского и африканского побережья.

В Доктрине 2022 появляется также понятие «российская национальная региональная морская политика» — она строится исходя из географических и социально-экономических особенностей регионов, а также их геополитической и военно-стратегической значимости для Российской Федерации. В отличие от доктрины 2015 года, в Морской доктрине 2022 на первое место в перечне главных направлений региональной морской политики в Мировом океане поставлены Арктическое и Тихоокеанское направления.

3) Расширены возможности Флота, причем не только Военно-морского, но и транспортного, торгового, рыбопромыслового и научно-исследовательского и специализированных видов флотов: ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного.

К национальным интересам России отнесено развитие кораблестроения и судостроения всех видов флотов. Программируется также развитие Арктической зоны РФ, как стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование, включая полномасштабное освоение континентального шельфа РФ за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны РФ. В Доктрине предусмотрено создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации Российской Федерации с учетом возможности его международного использования, обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке.

4) Веско выражена экономическая и социальная направленность Доктрины.

Провозглашается направленность основных усилий государства в сфере морской деятельности на обеспечение экономической независимости и продовольственной безопасности России. Планируется усилить технологическую оснащенность российских морских портов, построить и модернизировать их терминалы, подвести к ним новые железнодорожные пути и автомобильные дороги. В целях национальной морской политики фигурируют создание условий для стимулирования сдачи российскими рыбопромысловыми судами добытых биоресурсов на отечественные рыбразрабатывающие предприятия, а также создание новых рабочих мест и социальное развитие морских территорий РФ.

5) Установлены приоритетные направления научных морских исследований.

Научные исследования являются одним из пяти основных функциональных направлений морской деятельности, выделяемых в Морской доктрине. Они должны быть направлены на получение системных знаний о Мировом океане, его биологической продуктивности, минеральных ресурсах и возможности их использования, а также о природных и техногенных процессах, происходящих на его дне, в недрах, водной толще, на поверхности, в атмосфере над ним, на антропогенных объектах в Мировом океане в интересах снижения возможного ущерба от морских природных и техногенных катастроф.

6) Расширено видовое разнообразие морской деятельности.

В перечень Доктрины 2022, вошли как виды морской деятельности из старой Доктрины — судостроение, кадровое обеспечение, морское образование и воспитание, информационное обеспечение морской деятельности, — так и новые, прежде не выделявшиеся в отдельные виды морской деятельности: безопасность мореплавания, медико-санитарное обеспечение морской деятельности, обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры, борьба с морским пиратством и терроризмом. В расширенном объеме формулируется программа обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранения и восстановления морских экосистем.

Планируется активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, формирующих международные нормы и стандарты функционирования морского транспорта в Мировом океане, актуализация действующих норм международного права в сфере морского транспорта и подготовка новых норм с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и Каспийском море.

7) Ёмко сформулированы нормы, касающиеся развития военно-морской деятельности.

В Доктрине 2022 дана общая характеристика понятия военно-морской деятельности – как деятельности государства «по предотвращению агрессии против Российской Федерации, реализации и защите ее национальных интересов в Мировом океане» взамен 11 пунктов, раскрывавших это понятие в Доктрине 2015. Кроме того, закреплена отсылочная норма: «Военно-морская деятельность осуществляется в соответствии с основами государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности, утверждаемыми Президентом Российской Федерации». Таким образом, помимо Морской доктрины, следует ожидать принятия указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности».

8) Расширенно изложены положения о Мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности.

Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности имеют стратегически важное значение для повышения военно-морского потенциала Российской Федерации и направлены на обеспечение ввода в состав Вооруженных Сил Российской Федерации заранее подготовленных гражданских судов и экипажей, а также на подготовку объектов морской деятельности к функционированию в военное время. Сформулированы приоритетные направления совершенствования мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности РФ.

9) Назначены ответственные за исполнение Доктрины лица

В качестве субъектов госуправления морской деятельностью в морской доктрине указаны не только органы госвласти РФ и субъектов РФ, не только уполномоченные органы управления, но и юридические лица, обладающие публично правовыми функциями, государственные корпорации и институты гражданского общества.

Комментарий эксперта, проводившего сравнительный анализ:

«Новая Доктрина отражает особенности геополитической ситуации в современном мире, такие как обострение международной конкуренции, стремление национальных государств к отстаиванию суверенитетов и переход от однополюсного к многополюсному миру. Сохранение за Российской Федерацией статуса великой морской державы, согласно доктринальной интерпретации, предполагает ее деятельность, направленную на поддержание стратегической стабильности в Мировом океане, усиление национального влияния и развитие взаимовыгодных партнерских отношений в сфере морской деятельности в условиях формирующегося многополярного мира», — поделилась Жанна Овсепян.

Особое стратегическое значение в Морской доктрине 2022 придаётся развитию морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья, в том числе, добытого на континентальном шельфе РФ. Россия в рассматриваемом документе закрепляет стратегические ориентиры, планы по освоению водных, топливно-энергетических, минеральных, углеводородных и биологических ресурсов Мирового океана, активизации добычи природных ресурсов континентального шельфа РФ, которые Российская Федерация, как суверенное государство, считает приоритетными.

«Предусмотрено значительное увеличение доли судов, работающих под Государственным Флагом России в общем количестве судов мирового флота. Запланировано создание на базе российских морских портов современных крупных транспортно-логистических центров, способных обеспечить обработку всего объема морского экспорта и импорта Российской Федерации, развитие портовых мощностей, создания условий для серьезной конкуренции с морскими портовыми комплексами других государств», — отметила Жанна Овсепян.

Жанна Овсепян, Заведующая кафедрой государственного (конституционного) права, профессор, доктор юридических наук
Жанна Овсепян, Заведующая кафедрой государственного (конституционного) права, профессор, доктор юридических наук

Справочно: Доктрина как вид нормативного акта соответствует уровню правового регулирования такого масштаба как «государственная функция». В России последних десятилетий издаются такие однородные доктринам разновидности правовых актов как: стратегии, концепции, прогнозы развития, основы государственной политики. Обращаясь к предшествующей практике издания доктрин, можно назвать указы Президента РФ: «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» (от 21.01.2020г.), «Об утверждении Доктрины информационной безопасности» (от 05.12.2016г.), «О Военной доктрине» (от 25.12.2014г.) и «О доктрине развития российской науки» (от 13.06.1996г.).

#К_слову #Южныйфедеральный