В жизни Веры Марецкой было, пожалуй, три главных фильма: "Сельская учительница", "Она защищает Родину" и самый первый, сделавший Марецкую знаменитой на всю страну - "Член правительства", снятый в 1939 году Александром Зархи и Иосифом Хейфицем на студии "Ленфильм".
Фильм для 1939 года уже снимался "о прошлом". У Советского государства был ещё столь малый срок жизни, что полтора десятка лет уже были для него целой эпохой. И было крайне важно для государства оставить в памяти народа историю правильную, одобренную партией.
Коллективизация в СССР была крайне противоречивым процессом. "Великий перелом" ломал не только пережитки прошлого - ломал он и людей. И фильм не скрывает тёмных сторон - начинается он с того, что про непролазной грязи дороги, идёт, оскальзываясь, с узелком, главная героиня - Александра Соколова. Не сама идёт - под конвоем конного милиционера. Идёт на суд, потому как обвинили её в противодействии раскулачиванию... Но вот увидев в городе секретаря райкома женщина решается отстаивать свою позицию - "Он (председатель) всё дело портит! Ведь он кого раскулачивает? Там середняков половина! Объяснить всё надо, чтобы у бедноты не то, что слёзы, а торжество было, что она кулаков со своего горба снимает!"
Марецкую в начале фильма надо видеть: маленькая, неказистая, изнурённая, в чём-то нелепая - но с внутренней силой, которая ждёт своего часа.
И вот что интересно - в те годы мужчина часто воспринимался как сила косная, неповоротливая, а женщина - как источник новой счастливой жизни, как передовая сила. По сути, фильм в значительной мере был вдохновлен этой мыслью, выраженной в 1933 году Сталиным:
«Женский вопрос в колхозах большой вопрос, товарищи. Я знаю, что многие из вас недооценивают женщин и даже посмеиваются над ними.
Но это ошибка, товарищи, серьезная ошибка. Дело тут не только в том, что женщины составляют половину населения. Дело прежде всего в том, что колхозное движение выдвинуло на руководящие должности целый ряд замечательных и способных женщин.
Посмотрите на съезд, на его состав, – и вы увидите, что женщины давно уже продвинулись из отсталых в передовые.
Женщины в колхозах – большая сила. Держать эту силу под спудом, значит допустить преступление. Наша обязанность состоит в том, чтобы выдвигать вперед женщин в колхозах и пустить эту силу в дело».
(И. Сталин. Вопросы ленинизма, изд.. 11-е, стр. 419 — 420.)
А вообще Вера Марецкая в начале не очень-то представляла, как ей играть Александру Соколову - сама она вышла из среды дореволюционного мещанства, всю жизнь прожила в городе и сельскую жизнь представляла очень плохо. Героиня же сценария, написанного Екатериной Виноградской, отличалась каким-то эпическим размахом: "огромного роста, с волнистыми волосами и с усмешкой красоты на лице". Ничего общего не чувствовала актриса с этим описанием... Но, с другой стороны, характер и некоторые сцены Марецкую заинтересовали, она увидела в героине внутреннее благородство, и это было близко актрисе.
Хотя Вера Петровна была уверена, что Зархи и Хейфиц в результате ей откажут, всё же, по их предложению, она прочитала отрывок. А на следующий день её попросили сняться для пробы в костюме. Вскоре Марецкую утвердил на роль Комитет по делам кинематографии.
Что ж - Марецкая погружается в роль.
В библиотеке она делала выписки из газет периода коллективизации. Изучала тексты выступления колхозниц на съезде. Специально изучала говоры Московской области. Встречалась с колхозницами. Среди них была Минна Тапо - льноводка, депутат Верховного Совета. Марецкая слушала рассказы, как Минна испугалась, когда её выдвинули кандидатом, как разговаривала со Ждановым, убеждала его, что она не справится.
Каждый жест, каждая деталь - причёска, усмешка, сложенные руки, пластика - всё шло в бездонную копилку впечатлений. Выражения записывались, копились. Вместе с режиссёрами Вера Марецкая ходила в Этнографический музей, слушала записи сказок. Зачем же сказки?! Ведь фильм про колхозы и укрепление советской власти? Но у режиссёров - и у их актрисы - было понимание, что нельзя правдиво показать характер Сани Соколовой, если не чувствовать всю культуру народа.
..."Потом мы поехали в деревню Судимирки Московской области, где я прожила полтора месяца. Я жила в избе у одной старушки Матрёны, к которой всё время присматривалась. Вечерами после съёмок я выходила на завалинку, беседовала с женщинами о колхозной жизни. Они с необыкновенной охотой показывали нам своё искусство: плясали, пели. Они научили меня причитаниям по покойникам, свадебным прибауткам. Меня поражала их необычайная эмоциональная восприимчивость - стоит одной запеть, как все уже жили этой песней".
В. Марецкая (В. Бояджиев. Марецкая. М. "Искусство", 1954)
Именно благодаря такой глубокой работе, вживанию в культуру, образ Александры Соколовой и сейчас не смотрится агиткой. Фильм, безусловно, работает на пропаганду. И она успешна именно потому, что Марецкая безупречно правдива в каждом жесте.
Актриса никогда в жизни не знала тяжелой физической работы. Но посмотрите на каждый жест рук - такими могут быть только трудовые руки. Она не боится быть "некрасивой" в кадре. Как нелепо она падает, когда пытается удержать телегу с уезжающими мужиками! Как неловко поднимается, бессмысленно поправляя оборванный подол - в этом было много правды.
Не будет в фильме и головокружительной истории успеха - Александра пройдёт путь через поражения и противостояние: не приняли мужики нового председателя колхоза. И она гневно и решительно заявляет: "Честные колхозники! Так жить - вертайте лучше кулаков! Воры и жулики, пожалуйте на моё место!"
При реставрации в 60-х фильм подчистили, убрав упоминания о Сталине. Секретарь райкома, которого сыграл обаятельнейший Блинов, теперь просто упоминал о неких "статьях в газете", которые подтверждают правоту Сани Соколовой. На самом деле речь, конечно, шла о знаменитой работе Сталина "Головокружение от успехов", где просчеты руководства спихивались на перегибы на местах.
Не увидите вы и трогательную сцену, когда Соколова пишет письмо Сталину, но задумывается, останавливается и подходит к спящей дочке: "Доченька... Как пишется Виссарионович - два "сы", ай одно?" Дочка поднимает голову и сквозь сон отвечает: "Два".
Не будет и в финале, когда Марецкая говорит свою знаменитую заключительную речь, Сталина в кадре - с задумчивым и отеческим взглядом, с тёплой улыбкой, будто бы думающего: "Да, женщина в колхозе - большая сила"!
Вместо эпичного образа женщины-колхозницы с плаката об успехах коллективизации у Веры Марецкой получилась история женщины, которая хочет справедливой и правильной жизни. Не хотела она этой власти. Хотелось ей просто семьи, простой сытой жизни. Но когда жизнь поставила её перед выбором, она справилась. И расцвела.
Фильм стоит смотреть и как отражение эпохи, и ради игры Веры Марецкой. Она недаром была звездой советского кино - в каждом фильме она иная, она правдива в каждом жесте. И опять - смотрите на пластику, на то, как скованно двигается её забитая Саня в начале фильма - и какая плавная сдержанность и достоинство появляется в развёрнутых плечах и гордо поднятой голове в середине - когда председатель благословляет молодых на колхозной свадьбе!
И, конечно, финальная сцена речи по праву вошла в историю кино:
"Товарищи депутаты, вот стою я перед вами, простая русская баба, малограмотная, мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная, живучая. И вся я на мысли - зачем я здесь? Проводить величайший закон всех времён. Это же понять надо!"
Фильм любили. Смотрели и во второй, и в третий раз не потому что в клуб другого не привезли. Александра Соколова стала одной из любимых героинь довоенного кино благодаря мощному посылу - если взяться, то можно добиться чего угодно. Не карьеру строит Саня - а живет делом. В этом, наверно, и был её успех. Для себя и людей делает - чтобы всем было хорошо. Саня Соколова, член правительства, народный депутат - новая женщина новой советской жизни, талантливо сыгранная Верой Марецкой....
Всем всего самого интересного, а я остаюсь искренне Ваша - Умная Эльза!
Несколько статей о старом кино: