Начав путь в Передовом, что в Байдарской долине, и пройдя весь ручей Кубалар-Су, мы упёрлись в стену у водопада Рыжий Кубалар. Дальнейший путь был неочевиден, но мы нашли не очень крутой вылаз на следующий уровень чуть левее Рыжего.
Редкие каменные туры, эфемерные следы на выгоревшей каменистой почве да интуиция вывели нас в конце концов по округлому боку горы, да вверх по каменным порогам… И открылось нам чудное пространство в обрамлении грозовых туч над зелёными спинами гор. И грунтовка, широкая, наезженная — жёлтой полосой вела она вниз под гору. Привольно и радостно было идти по ней, удобной и ровной, после каменистых пересечёнок. Любоваться бескрайним ландшафтом, выгибающимся плавно, вольно, каждым своим изгибом зримо доказывающим, что земля — огромная и круглая… Жаль только, долго странствовать по чудесной дороге нам не довелось. Не наша она была дорога, не вела она на Мангуп!
И вот уже снова мы ищем в зарослях у дороги указующие туры, и ломимся без троп, на одном чутье — через заросли, от тура к туру, от полянки к полянке… А ветви цепляют за руки, не пускают — суров крымский лес, колюч, труднопроходим. Но у нас по-прежнему есть верное чутьё пути. Ну и GPS…
И лес покорился, расступился, сделался буковым. Под его густой зелёной сенью отыскалась нужная грунтовка! Глубокая, словно туннель, опутанный корнями земляных стен. Мечтая уже о Мангупе, мы бодро зашагали вниз.
Вскоре распахнулась перед нами полянка. Чудесная, солнечная, зелёная. Вся в лютиках-васильках. А над полянкой… Вдали, за горами и лесом, на фоне синих небес — гордо плыл в знойной дымке могучий Мангуп. Чудо-гора, Мать-Гора…
Мы обрадовались Мангупу как родному. Смогли, перевалили горное бездорожье! Из Байдар — да к краю «пещерных» цитаделей! А полянка была так хороша, так сияла зеленью, что мы, не убоявшись весенних клещей, уселись в траву — фотографироваться!
Однако ж радость радостью — а близость Мангупа ой какая кажущаяся! Это с виду до него рукой подать. А нам — дальше по дороге, петлять по лесу, по горам, по холмам… Дорога, надо признать, была хороша.
Солнышко сияло на листьях осинок на обочине, пронизывало зелёный полог. Пахло разогретой хвоей среди сосен. И Лена, вконец утратив чувство ориентации, удивлялась расступившемуся лесу, внушительной высоте дороги, зелёным спинам гор где-то глубоко внизу… А ведь мы тут уже когда-то ходили. Дорога нехорошо забирала влево, и надо было свернуть — да было некуда. Красивое озерцо среди леса поманило было тропкой — но уж больно ненадёжной, заячьей… А потом мы вдруг вышли в долину!
Место это оставило странное ощущение затерянного Парадиза. Где-то-среди-гор-и-холмов, зелёное-тёплое-солнечное… Дорога запетляла меж заросших лесом горных боков, пересекая какой-то замкнутый, пасторальный мирок. Картинно росли миленькие деревца, паслось на зелёной лужайке стадо. Лаяла пастушья собака, и кто-то перекрикивался совсем рядом. Здесь жили люди — вдали от всего, не видно ни откуда. Пасли скот… Ни села, ни посёлка, ни домика… Какая-то инопланетная жизнь. Из другой Вселенной… Даже неловко сделалось, что вломились в этот Затерянный мир, потревожили будто бы чьё-то пространство… Да кто его знает, сколько их тут в округе — таких вот замкнутых горами долин?
Солнце было уже низким, медово-тёплым, и травы, и цветы сияли в его свете. Мы уходили из долины — ложбинкой меж двух гор, она загибалась, скрывая от нас пройденный кусочек пути. А впереди была дорога без конца и края, всё вверх да вверх. И тяжелели рюкзаки и ноги, и надо было спешить. Начинался лес.
Мы ждали, когда кончится грунтовка — и всё-таки мелькнувшее впереди шоссе в первый миг удивило. Неужели? И в самом деле — серая полоса асфальта. И знакомый поворот — совсем рядом. На полянку с ромашками. Адым-Чокраская долина! Белое море ромашек под синим небом. И подножье Мангупа — долгожданное, наконец-то… Ну, теперь — отыскать начало тропы к монастырю. А там — только держись! Крутенький подъём на плато!
Солнце — даром что вечернее — палило немилосердно. Жаром дышали белые камни тропы меж можжевеловых зарослей на склоне. А внизу — распахивалась долина, и лесистые спины гор, и дорога, и ромашковые просторы. Вечерний свет делал всё розовато-дымчатым, нарядным. Мы, мокрые насквозь, взбирались всё выше над долиной. К кромке плато, к заветной цели!
Вот и монастырь — окна и двери в белой скале. Лесенка вверх между камней. Низкий солнечный свет, синие тени. Прекрасные виды внизу, под белыми камнями обрывов. Далёкое зелёное озерцо в окруженьи дерев, любимые места прогулок… Ну, здравствуй, Мангуп! И ты, чернобурка, здравствуй! Не тебя ли мы видели тут когда-то шустрым котёнком — в компании такой же чёрненькой мамаши, давним знойным летним днём? И прочие котята боязливо прятались в пещерах, только чёрный котёнок следовал за кошкой, деловито бодавшейся и требовавшей угощения… Теперь подросший котёнок — вернее, уже миниатюрная изящная кошечка — оглушительно мурчала, обхаживая наши ноги и рюкзаки. В её тёмной шёрстке играли жаркие искорки заходящего солнца. И конечно, никто в этот чудный вечер не ушёл обиженным. В смысле — не остался без колбасы.
Мы двинулись по залитому медовым светом плато, среди роскошных, зелёных пока ещё трав, между низеньких пышных деревьев с круглыми кронами. Над долинами внизу висела синеватая знойная дымка. Жаль — мало оставалось времени насладиться любимыми местами… Но сначала надо заглянуть к роднику — умыться и напиться после почему-то такого выматывающего подъёма к южной калитке!
И есть ещё время дойти до площадки у каменной стены на Мысе Ветров. Наше излюбленное место наблюдения мангупских закатов… До чего чудесные открываются отсюда виды! Как торжественно опускается оранжевое солнце, роняя на листву дубов красные всполохи света… Внизу простирается долина с крохотным селом Ходжа-Сала, в конце дороги зеленеет озеро, светлеют скалы у кромки гор. А небеса раскрашиваются нарядными закатными цветами, и полоски тёмных облаков замыкают живую, быстро меняющуюся картину…
Вот кануло солнце в облака у горизонта, брызнуло на небо розовым. Плотная синь непередаваемого, тревожащего душу оттенка затопила долину. Чудный мангупский вечер! Будоражащий воображение, манящий гулять среди засыпающих трав, вдыхать неповторимые запахи, любоваться загорающимися в Севастополе далёкими огнями, встречать восход луны…
Но нельзя поддаваться магии вечера. В сегодняшних наших планах не было ночёвки на плато. А значит — надо спешить вниз! Туда, где через травы и кусты тропа ныряет на заросший лесом склон. Потому что вниз ещё спускаться и спускаться. А там, под пологом леса — совсем другая картина. И воображение там будоражат уже совсем иные вещи. Там густая тьма, мечущийся по тропе свет фонарей. Там крутой спуск среди камней и узловатых корней, и лианы свисающих ветвей, и могучие шершавые стволы. И надгробные камни караимского кладбища, ползущие по склонам через тропу под напором времени, дождей и гравитации. Жутковатый впотьмах спуск… А дорога вьётся, поворот за поворотом, и греет нетерпеливые наши души вожделенный образ чайханы, ожидающей внизу. Мягкие подушки, ковры, вкусная еда… И как радостно увидеть наконец среди тёмной стены деревьев синий просвет! И оказывается, за пределами леса вовсе не кромешная тьма. Здесь сине-фиолетовое небо с россыпями звёзд, и в свете взошедшей над кромкой Мангупа луны светятся высокие белые скалы. Итак, мы сделали это! После долгого дня пути прибыли наконец в Ходжа-Сала!
Хорошо, что кафе, в котором заправляет наша давняя знакомая — Эльмира — у самого начала тропы! Правда, шатры чайханы и двор уже темны и безлюдны. А мы ухитрились забыть дома номер Эльмириного мобильника… Как нельзя кстати вышедшая из гостевого дома молодая пара — парень с девушкой — объясняют нам, что искать Эльмиру нужно в старом домике. И мы, набравшись наглости (неудобно тревожить людей, а что делать-то?) стучимся тихонько в дверь, чтобы ненароком не разбудить детей.
Оказалось, впрочем, что дети ещё не спят, а только укладываются. И Эльмира, убаюкав сыновей, сварила нам своих фирменных пельменей, осчастливила пивом — и даже вручила в качестве бонуса тёплые одеяла. Мы свили себе среди ковров и подушек уютное гнёздышко. Посёлок, меж тем, уже спал. Над вершинами деревьев тёмной громадой высился Мангуп. Сияла над ним яркая луна. Горы напротив белели на фоне звёздных небес — тёмно-фиолетовых, бархатных. Всё вокруг смотрелось иллюстрацией к волшебной сказке. И среди этой сказочной ночи светился жёлто-зелёным шатром наш роскошный ночлег в восточном колорите…
Завтра будет уже совсем лето — его второй день. И новая встреча со старым другом — ненадоедающим Мангупом. И, в принципе, цель уже достигнута — мы прошли давным-давно задуманный маршрут, а здесь мы уже как дома. Уж и под звёздами мы тут спали, и под крышами — а всё хорошо…
1 июня 2015 г.
#горы #Крым #мангуп #мангупские дневники #поход