Свидание с Мангупом

После долгого перерыва свидания с Мангупом мы ждали с предвкушением — это же самая настоящая вишенка на торте нашего отпуска! Шутка ли — четыре года не были. И вроде бы, всё уже облазили там давно — целые «Мангупские дневники» здесь опубликовали — а манит и манит это место. И конечно же, вчерашнего вечера мало — наставшее утро зовёт нас обратно на плато. Мы славно выспались в нашем гостеприимном гнёздышке — спасибо Эльмире! — и проснулись от утреннего солнышка и пения птиц. Проснуться у подножия Мангупа, да ещё рядом с дастарханом — что может быть чудеснее?! Пока ждали завтрак, из дома вышла давешняя пара Эльмириных гостей, забавно озадачилась нашим присутствием за дастарханом в окружении спальников и одеял. «Вы что же — прямо здесь ночевали? — восхитилась девушка. — Круто!» И мы даже немножечко загордились своим ноу-хау (ведь это ещё и бесплатно было)… Позавтракав, мы поблагодарили гостеприимных хозяев — и, оставив тяжёлый рюкзак во дворе, отправились на Мангуп.

До чего же разительно отличается тропа на Мангуп ночью и при свете солнечного дня! Теперь здесь было красиво и радостно. Пронизанная солнцем листва, заросшие ярким мхом белые камни, солнечные блики на тропе. Подъёмчик крутенький, но уже привычный. И приятно, что воду с собой в гору тащить не надо. Родники Мангупа всегда к нашим услугам. Впрочем, к женскому роднику не пошли — решили идти вдоль поздней стеночки через Северный монастырь.

Занятное место, атмосферное. Мы его полюбили с первого взгляда — с тех пор, как отыскали его в первый раз на заросшем лесом склоне. Каменная калитка, а за ней — целый городок из пещер в несколько ярусов.

Двери, лесенки-туннели, окошечки, переходики, балкончики… Вездесущие зелёные ящерки на белых камнях. Здесь всегда — человечьи следы. Кто-то живёт, жжёт костры, кипятит чайник… Кто-то молится. В этот раз аккуратненько стояли в пещере у стены чьи-то кроссовки. А на ветке над площадкой с костровищем красовалась забытая снежинка. Люди часто встречают на Мангупе Новый год. Однажды мы в зарослях у края плато наткнулись на очаг с двумя кругами камешков-брёвен вокруг, и даже с детской коляской. И все кусты там были увешены новогодними шариками и мишурой…

Тропкой среди сосен мы прошли по краешку каменного «пальца» — и выбрались на верхнюю часть мыса Призыва Иудеев — Чуфут-Чеарган-Бурун. И, раз уж такое дело, решили прогуляться до его оконечности. Там, на краю мыса, пышно цвели белыми цветами кусты шиповника. Роскошные панорамы были залиты солнечным светом, окрестности таяли в летней дымке. А вдали, за обнажёнными боками скал, брезжили неправдоподобно-красными лоскутами маковые поля (впрочем, это надо ещё разглядеть!). Внизу лежала игрушечная деревенька Ходжа-Сала, расчерченный светлыми полосками дорог и троп. Изумрудное озеро с известковыми разбелами у берегов — там, где входят в воду купальщики — выглядело под солнышком очень привлекательно…

Мы выбрались на дорогу, заросшую пышной зелёной травой (ах, сколько в ней должно было резвиться клещей — но нам повезло с ними разминуться). Потом мы нырнули в густую тень, спустились к роднику.

Напились ледяной воды, умылись. Резные тени от трав украшали плоский жёлтый камень над родником. На нём, выбитое чьей-то рукой, угадывалось стихотворение:
«Друг!
Мангупа без меня
НЕ БУДЕТ».

-10

Вынырнув из тенистого оврага, мы отправились на Дырявый мыс (подробнее о Тешкли-Бурун). Небо к тому времени украсили роскошные курчавые облака, белые и плотные. На их фоне Цитадель выглядела очень эффектно. По-прежнему радостно светило солнце, мы догуляли до оконечности мыса, но в пещеры, давшие мысу название, не полезли. Там обосновалась шумная группа туристов — подпортили настроение бесцеремонным вторжением в Памятник. Они там чуть ли ни палатки расставляли. Не, кассиры всё же нужны — хотя бы, чтобы гонять таких посетителей, лазающих по Цитатели и устраивающих лагерь в «башне».

Нам осталось только ещё немножко побродить вдоль обрывов. Где-то внизу простирались мягкие зелёные подушки заросших лесом гор. Там, под кронами деревьев, скрывались видимые и невидимые дороги, которыми мы шли вчера к Мангупу. Среди тёмно-зелёной массы крон нам удалось разглядеть только маленькую проплешину, на дне которой светлела водная гладь. Похоже, это было то самое лесное озеро, у которого мы пытались свернуть по тропке вправо. И, очень может быть, могли бы выбраться через лес на более короткую грунтовку к Мангупу — желтеющую на краю просторной поляны. Но тогда мы, скорее всего, не увидели бы чудесной затерянной долины…

Наступала пора спускаться с Мангупа. Мы привычно пересекли его зелёные поля — и нырнули в лес.

-13

Тропа, заполненная мозаикой из зелёных теней и солнечных зайчиков, поскакала вниз. Мимо родника, мимо караимского кладбища, мимо замысловатой формы древних деревьев, камней и оврагов — к Ходжа-Сала. К нашей любимой, гостеприимной чайхане.

Мы немного отдохнули на мягких топчанах, поправили кислотно-щелочной баланс пивком — и попрощались с хозяевами. Можно было, конечно, неспешно пообедать, наслаждаясь тенью и тёплым ветерком, а потом уехать в Красный Мак на автобусе. Но нам очень хотелось прогуляться пешком. Уж больно хороша дорога до Красного Мака! И мы, подхватив рюкзаки, пошли — через Ходжа-Сала (ностальгический привет домику Бориса Ивановича!), мимо пасущихся лошадей, мимо зелёного озера в окружении располагающих к неге лавочек-столиков… Грунтовка заструилась по полянке меж цветущих кустов шиповника. Ромашковая поляна, просто загляденье! Справа был лес, слева — массивные стены горы. Прощальные взгляды назад: до свидания, Мангуп! Увидимся! Вот слева мигнул прикрытым глазом Камнеед над ущельем. Впереди над дорогой замаячили сфинксы.

На остановке в Залесном, понятное дело, мимо магазина не пройти! А там — варенье из айвы и из кизила! И рюкзаки, полегчавшие на съеденное и выпитое, вновь немного тяжелеют. А на прилавке у дороги — черешня, и тоже грех не воспользоваться таким случаем! Идти по дороге вдоль белых домиков и нарядных ажурных заборчиков, жевать вкуснющие ягоды… Мечта! Дорога красива, сфинксы — в пышной облачной короне, глаз не оторвать! И ещё — густо-зелёные травы, алые огонёчки маков... Гора-корабль по имени Трапа, плывущая мимо, одинокие деревца — словно с картины. И спешить надо, и не полюбоваться жаль.

-16

А Красный Мак тоже красив, улочки с милыми сердцу домиками, кипарисы свечками, синие небеса… И вообще здесь всегда мило, уютно как-то, размеренно, не суетно. Народ прогуливается у магазина на конечной. Ждёт автобуса...

-17

А ждать пришлось недолго. И дорога от Красного Мака — извечный телепорт. Как-то незаметно она пролетает, глядишь — уж за окном Северная, знакомые улицы, площадь у причала. Севастополь.

-18

Морская синяя гладь за бортом катера, совсем чуть-чуть пути — и уже Графская пристань. Солнышко светит, и даже не вечер ещё. Красивый город, солнечный город. И жаль немного, что уже закончен поход…

Севастополь, 2 июня 2015 г.

P.S. В следующей записи можно посмотреть видеоклип про этот день.