Сегодня я хотела бы познакомить Вас со Спиральной динамикой.
Спиральная Динамика это новая модель развития людей, организаций и общества.
Основы Спиральной динамики (далее по тексту СД) были заложены в 1960-х годах американским психологом Клэром Грейвзом. К.Грейвз занимался изучением концепции А.Маслоу. Собрав и обработав большое количество экспериментальных и статистических данных, он сформировал модель человеческих ценностей. Дон Бек и Крис Кован пошли дальше и построили новое направление "Спиральная Динамика"("меметика").
В наше время часто говорят уже не о спирали, а о "Семи струнах", подчеркивая тем самым, что не смотря на пирамидную структуру спирали, все "краски" могут быть в человеке, играть в разное время по разному, но присутствовать все.
СД объясняет эволюцию и социума. Каждому витку спирали(цМему) соответствует определенный набор характеристик мышления, ценностей, уровень ЭГО. (фото в Каруслеи).
Зачем же нужна СД Руководителю? HR-менеджеру? Каково ее практическое применение?
Кейс №1. Отдел продаж. Один из менеджеров показывает высокие результаты выполнения плана, но идет абсолютно против правил, не разделяет цели и задачи команды. Первостепенно для него Личные цели, для достижения которых он пользуется уже известными, проверенными и эффективными для него инструментами. Есть определенные Скрпиты, которые работают для него безотказно. Что делать Руководителю (Собственник\РОП) с таким сотрудником?
Каждое собрание он дестабилизирует, выводя на первый план себя и свои вопросы/достижения/задачи.
С точки зрения СД это ярко "Красный менеджер". Он пойдет "по головам" ради достижения своей цели, ему нужны завоеванные территории. Собрания помогают высвобождать его красную энергию. Ему важно быть "Круче" других. У таких людей часто машина с сильным громким звуком, он ярко заявляет о своем присутствии и силе.
Человек находящийся в центре Красного не принимает Синие правила -правила команды. Тем самым он не дает Команде ,как единому целому, развиваться дальше. Эдакий "больной зуб", который всегда тревожит в неподходящий момент. В его картине мира, в компании остальные присутствуют для того, чтобы обслуживать его интересы, чтобы он достигал своей цели(бухгалтерия, склад, логисты). Соблюдение правил для него триггер, он взрывается. Спокойная рациональная беседа с Красным маловероятна.
СД помогает Руководителю увидеть эту картину. Красный не равно "плохо". Менеджер выполняет два плана за месяц!!! Просто надо принять его таким. И для перевода в штат Синих сделать грамотные шаги. Необходимо показать Красному, как увеличатся его возможности, как команда может создавать синергию результата.
Другой вариант это организовать для такого менеджера его личное "войско"(подразделение). Научить его управлению. Обученные Красные -хорошие управленцы.
Кейс 2. Очень простой. За окном июль, +30. Офис без кондиционера. Сотрудникам жарко, душно. Им тяжело работать. Их КПД упало в разы. Единственное о чем они могут думать, что им тяжело. Не закрыты их Бежевые потребности-выживание, здоровье. Это самый первый уровень, не выполнив минимально условия на нем, не стоит ожидать высокопродуктивной работы, бешенной отдачи и вовлеченности в рабочий процесс. К таким же вещам относится и своевременная выплата заработной платы. Лишь закрыв базовые потребности человека на Бежевом уровне, можно говорить о каком-либо развитии.
Спиральная динамика позволяет внедрять Коучинговый стиль мышления в компанию. Увидеть сотрудников в "красках", понять доминантные ценности и потребности и уже исходя из этого формировать команду и принимать действия по развитию компании. СД помогает оперативно реагировать на ситуации.
СД часто используют в продажах. Зная "портрет" целевой аудитории определяется как надо им продавать, на каких ценностях делать акцент.
Спиральная динамика позволяет разговаривать с вашими сотрудниками, с партнерами, с вашей целевой аудиторией.
Надеюсь Спиральная динамика заинтересовала вас как новый мощный эффективный инструмент. В последующих статьях мы рассмотрим все 8 витков спирали более подробно.
Ваш коуч
Карпина Мария
@КОУЧИНГ РУКОВОДИТЕЛЕЙ @karpinacoach
#спиральная динамика #коучинг #коучинг руководителей #продажи