А ваши ученики любят экскурсии? Именно саму экскурсионную программу, а не пропуск уроков, возможность погулять по городу, когда все учатся, и незаконное поедание чипсов в автобусе...
Приветствую всех на канале «Путь учителя». Меня зовут Александра, я работаю учителем русского языка и литературы, но говорить с вами буду не только о школе.
Я очень люблю планировать экскурсионные поездки для обучающихся. Часто мы делаем это вместе, ведь так ещё интереснее. Пока что мы ограничивались внутренним туризмом и не выезжали за пределы региона (я верю, что всё впереди), но это нас не смущает. В Санкт-Петербурге большое количество мест, куда можно отправиться. К сожалению, не все обучающие хотят этого. Почему? Потому что им кажется, что это скучно! Но всё можно изменить, если использовать методы вовлечения.
Первое и самое главное моё правило - брать только желающих. Бывает, мы ездим куда-то и впятером, но мои 4 ученика получают удовольствие от прогулки, потому что это их выбор. Конечно, они потом рассказывают одноклассникам, как было здорово открывать для себя новое, делать фотографии на память и общаться. Иногда делаю квесты или задаю ребятам вопросы во время пути. А в прошлом году один девятиклассник защитил на отлично индивидуальный проект "Квест как форма организации подростково-родительского взаимодействия". Продуктом стал пешеходный квест "Кони Санкт-Петербурга". Следуя от метро Адмиралтейская участники квеста должны добраться до конечной точки, отвечая на вопросы
Один раз я позвонила матери ученика, чтобы уточнить, сможет ли она встретить сына у метро после окончания спектакля. Мы обе очень удивились: я, когда узнала, что мать не понимает, о чём речь, родитель, когда понял, что ребёнок молча сдал свои карманные деньги на билет в театр. И это пятиклассник! Браво!
Второе правило - делать совместные фотографии. Это прекрасные эмоции и память. И я обычно не слежу, как дети одеваются на экскурсии (главное, чтобы все были одеты по погоде), как они фотографируются. Я при необходимости помогаю экскурсоводу, сама стараюсь не вмешиваться в процесс. Ребята чувствуют в такой обстановке себя комфортнее. И это моё третье правило. Кому захочется снова отправиться на прогулку с учителем, который постоянно шикает и делает замечания? (Правда, за чистотой автобуса слежу пристально.)
Четвёртое правило - я приглашаю всех детей, у кого веду уроки. Никаких "фу, я с ними не поеду". Не хочешь - не надо. Мне нравится, как ребята общаются, как взаимодействуют, например, 5 и 8 классы. На фотографии запечатлено, как ребята отдыхают после туристической разминки. Во время полосы препятствий старшие помогали младшим, если кто-то боялся: успокаивали, подавали руку, пропускали вперёд. А я наблюдала и радовалась. Нравится, что ребята делятся друг с другом своими эмоциями. Кто-то рассказывает, что у родителей нет времени гулять по городу, кто-то рад, что он много интересного видел и готов со всеми поделиться впечатлениями.
И пятое правило - всевозможные направления, сферы. Мы ходим в разные музеи, смотрим разные выставки, посещаем театры, ездим на соревнования, на спортивные и образовательные мероприятия. Я сотрудничаю с коллегами, мы вместе рассматриваем варианты. Например, учителям химии и технологии было интересно посетить экскурсию на производство "Север-Метрополь" (к нам с удовольствием присоединился и учитель математики со своими учениками), с учителем изобразительного искусства мы ходили в Российскую академию художеств и на киностудию "Кинополис", а с учителем биологии ездили на открытый урок в Удельный парк, где изучали флору и фауну. Ребята после таких мероприятий сами стараются найти или продумать интересные варианты.
Экскурсоведение не стоит на месте, и это хорошо. Классические экскурсии по достопримечательностям Санкт-Петербурга прекрасны, но искушённым туристам и ученикам уже надо предлагать что-то новое.
Я как-то раз приехала работать в лагерь в Дибунах, и была удивлена, что многие дети не были в Петергофе, в Выборге. Все ребята приехали из Санкт-Петербурга! Мы с коллегами быстро посмотрели финансы, уменьшили с согласия родителей бюджет на покупку сладостей, и у нас получилось заказать 2 экскурсии: мы отправились в Петергоф и через пару дней в Выборг.
Мы часто совмещаем активный отдых с культурным: часто в нашей программе есть пешеходные экскурсии или автобусно-пешеходные. Я люблю интерактивные экскурсии, например, по местам героев романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Мы изучаем с классом произведение, а потом экскурсовод хвалит ребят за прекрасное знание текста, когда на все вопросы легко даются правильные ответы. Ученики средней школы могу посетить театрализованную экскурсию, а старшеклассники могут, например, отправиться на сегвеях осматривать мистический Санкт-Петербург. Если вдруг вы увидели рекламу маршрутов по крышам, знайте, что это незаконно и очень опасно. Безопасность туриста должна быть на первом месте.
И напоследок я скажу, что стать экскурсоводом может любой, и в первую очередь экскурсоводами должны стать родители. В Санкт-Петербурге это сделать очень легко. Туристический потенциал города огромен. В пределах одного города можно изучить целый мир, ведь в Санкт-Петербурге представлена разная архитектура, стили, национальности, конфессии... Это значит, что можно выбрать маршрут, который бы соответствовал одновременно нескольким мотивационным исходам. Раскройте потенциал своего города, а он раскроет ваш!
#классноеруководство #санкт-петербург #экскурсия #топблог #россиястранавозможностей #большечемпутешествие