- Ну вот, и у нас, как у людей!
Это была любимая фраза мамы Алены, иногда с маленькими вариациями, с ней девочка росла и она подходила для тысячи самых разных случаев.
Например, когда в выходные поехали на дачу, а не на городской пляж, где можно было с визгом забегать в прибой в розовом плавательном круге в виде единорога, пить шипучий лимонад и есть хот-доги из киоска, которые раздавал улыбчивый повар со смешными, черными большими усами. Дачу семейство Лыковых выбирало обстоятельно и серьезно, чтобы было дешево — никто не хотел переплачивать за такие глупости, как проведенное водоснабжение, хозяйственные постройки и все прочее. Потому что все необходимое можно было потихоньку сделать и потом, когда деньги позволят. Вот почему в эти выходные Алена сидела на перевернутом синем ведерке посреди чиста поля и с отчаянием заплутавшего в Сахаре путника созерцала как мама и старшая сестра Карина выкорчевывают сорные, густые и грубые травы, рьяно помогая себе тяпками.
- А ты чего не помогаешь?
Над будущей первоклассницей нависла тень папы, который дал себе передохнуть от сколачивания деревянной будочки, которой однажды предстояло стать сараем под всякое.
- Я руки натерла… Болят…
- Глянь, на нее! Белоручка! - поднявшаяся от земли мама погрозила пальцем. - Ничего! На следующие выходные фундамент начнут класть под дачу… Значит, потихоньку, на будущий год, будет где отдохнуть, заслужив трудами, значит… Ну а в этом, - обвела взглядом пейзаж, покачала головой. - Почву, значит, облагородим. Сейчас, значит, июль… Стало быть, до сентября управимся, навозу заложим… Эх! Все у нас, как у людей!
Папа выслушал монолог молча. Вздохнул, поглядел на сонную дочку:
- Ты бы это, хоть панамку надеть… И ко мне приходи! Будешь гвозди подавать.
Были и другие поводы у мамы Алены так говорить.
- Все как у людей, не эгоисткой будет!
Когда сыну гостивших проездом дальних родственников так понравилось игрушечная пожарная машинка Алены, что он захотел ее забрать себе насовсем. И для верности плюхнулся на пол, принялся размахивать ручками и ножками, кричать громко. Естественно, машинка была торжественно снята с полка и отдана карапузу. О том, что она не будет эгоисткой, потому что ее любимую игрушку передарили, она узнала позже, вернувшись со школы. Отказалась от предложенного куска торта и ушла к себе в комнату, где и проревела весь вечер, обняв плюшевого медведя.
- Нельзя жадиной такой быть, фу, в кого ты такая у меня, а? Прекрати немедленно!
Маленькая Аленка после этого перестала делить игрушки на любимые и менее любимые. Потому что так, казалось, больше не сумеют обидеть — если ей все равно, что отберут.
- Вот и умница! Все как у людей, дочка не бездельница и копейку в дом приносит!
Сказала мама Алены, когда та, потупив глаза, отдала ей первую зарплату, полученную в лето после окончания школы. На следующий день старшая сестра щеголяла в новеньких, алых, как вишня, босоножках и Алена не стала спрашивать, откуда на них взялись деньги. На следующий день папа подошел к ней и украдкой дал крупную купюру, сказав:
- Вот, порадуй себя чем-нибудь с первой зарплаты! А на мать зла не держи… Просто молодость у нее была непростая, вот и крутится, как может… Ну, заносит ее, случается… Но ты, дочка, умей прощать!
Алена кивнула и конечно же простила. Вообще с нее, как с младшей сестры, спрос всегда был повыше. Мама объясняла это тем, что в первенце души не чаяла и к сожалению, баловала Карину сверх меры. Но когда забеременела во второй раз, твердо решила — этот ребенок не забалует! Этого воспитает в строгости, чтобы потом, когда придет время, было кому воды подать.
Но однажды мама изменила своей привычке и сказала про Алену совсем другое:
- Все у нас не как у людей! Ты что, в подоле принести решила? Позорище! Будешь сидеть дома! В институт — и домой бегом! Хватит! Избаловала я тебя!
Причиной жаркого конфликта был первый в жизни Алены роман. Его звали Сергеем. Он был высоким брюнетом со жгучими черными глазами и такой улыбкой, что казалось, сейчас упадешь и сразу очутишься среди облаков! Алене тогда уже было девятнадцать и она жутко стеснялась того, что все подруги уже встречаются с кем-нибудь, а она — даже еще ни разу не целовалась. Сергей был старше на целых четыре года, его мама в молодости была, страшно подумать — танцовщицей в каком-то клубе! В потом стала преподавать хореографию. Папа не имел высшего образования и занимался ремонтом, или как модно говорили - тюнингом авто и превращал обыкновенные машины в нечто особое, удовлетворяя странные вкусы своих клиентов. В общем, о том, чтобы породниться с такой семьей им — потомственным интеллигентам из учительской среды, не могло быть и речи!
На том свидании, когда Аленка пережила свой первый, незабываемый поцелуй, она призналась Сергею, что между ними все кончено. Молодой человек не стал преследовать возлюбленную, но только сказал, что ему очень жаль и все-таки… что жениться он хотел на Алене, а не на ее маме, мнение которой вдруг оказалось важнее любви.
- Разве у нас не могло быть просто шанса? Твои родители поняли бы со временем, что я — хороший муж…
Алена только покачала головой и роняя слезы в стылые лужи, пошла домой. Ей тогда казалось, что она точно поняла, что такое — когда сердце разрывается на части. Ей казалось, что там, на асфальте октябрьского города, остаются все ее наивные мечты.
Потом началась учеба. Первая работа. Алена, как и надеялась ее мама, выросла приличным человеком.
- Все как у людей, поставили-таки дочь на ноги!
Алене исполнилось двадцать четыре. Сестра Карина, которая справила уже двадцать девятый день рождения, вышла замуж, съехала в подаренную родителями со стороны невесты квартиру и родила внучат-близнецов.
- Все даже лучше, чем у людей! - как-то сказала, посмеиваясь, мама Алены на семейном застолье. Строго поглядела на младшую дочь. - Ну, а от тебя я внуков до смерти дождусь?!
Алена пожала плечами.
- Вот, Макаровых сын к тебе приглядывается. Говорят, что такая невеста им подойдет! Ты бы сходила с ним куда, в кино там…
И Алена пошло. Потому что ей казалось, что мама права. Она же так до сих и не встретила любовь всей своей жизни. А пора устраивать личную жизнь. Роман протекал… вяло. Но Михаил, сын Макаровых, мужчина был солидный — тридцать лет, воспитанный и обходительный. Он даже о том, чтобы поцеловать первый раз Алену, спросил ее. Тогда она некстати вспоминала Сергея. Он не спрашивал, он просто схватил в объятия при встрече и смяв букет алых роз, которые сам же и вручил миг назад, прижал к себе крепко и впился в губы страстно.
Михаил сделал предложение. И тут же обстоятельно изложил свой план на брачную жизнь. С квартирой его родители помогут, это само собой, потому как родители невесты приданое и на младшую дочь не потянут… Затем, нужно будет выходить в декрет. Его зарплаты, если экономно жить, не жировать, хватит, чтобы жене быть домохозяйкой до того времени, когда ребенок пойдет в детский сад. Потом, декрет, возможно, придется повторить… Потому что Михаилу был нужен сын — наследник. Так что дочкой ограничиться не получится. И вообще, лучше сразу мальчишка!
Сыграли свадьбу, но в медовый месяц не поехали — Карина как раз затеяла капитальный ремонт и с мужем они средств не рассчитали, так что пришлось быстренько по-родственному выручать.
Алена родила сына, которого назвали Евгением. Вообще, ей очень хотелось назвать в честь прадедушки — Захаром, но муж сказал, что могла бы и уступить в честь того, что у него наследник родился! Алена пожала плечами и согласилась. Потому что имя не влияло на то, как сильно она будет любить ребенка.
Шли годы… Евгений давно ходил в школу, а его мама, Алена, справила сороковой юбилей. Однажды просто-таки неприлично солнечным и теплым октябрьском днем, она возвращалась домой с работы. В лужах, оставленных ночью пролившимся дождем, отражалось осколками калейдоскопа ясное небо. Под ногами шуршала багряная, золотая, рыжая, кофейная листва…
- Держи, убежит!
Громкий, странно знакомый голос вывел медленно идущую по парку женщину из раздумий. Буквально под ноги порыв ветра бросил ей воздушного змея.
- Ой, спасибо, вы его поймали! - сказал подоспевший владелец летучей игрушки, поднимая ее.
Они застыли на несколько мгновений, просто смотря друг другу в глаза.
- Сергей?...
- Аленка?
Он изменился. И остался таким же. Глаза сияли, губы раскрылись в улыбке и на щеках появились ямочки. Ну и что с того, что волосы на висках поседели, а на лице появились морщинки… Это был Сережа! Алена забыла, как дышать…
- Вот это встреча! Ты как?
Выдохнула и робко улыбнулась в ответ. Но ответить не успела.
- Ты за что меня одну оставил? Пользуешься тем, что я бегать не могу быстро? - со смехом, шутливо упрекнула мужчину подоспевшая кудрявая блондинка. На вид — сильно младше. Он приобнял ее за плечи и пальцами свободной руки игриво провел по кончику носа.
- Я твоего змея спасал, солнышко! И вот… Знакомься, это моя давняя знакомая, Алена! Аленка, разреши представить тебе мою жену — Злату!
Это было глупо, неправильно, несерьезно, но все-таки почему-то кольнуло болезненно в сердце — он женат! Впрочем, чего еще ожидать было, что он не забудет? Она ведь смогла, забыла, устроила личную жизнь!
Сергей, похоже, не бедствовал. На нем и супруге были дорогие на вид пальто, хорошая обувь. Впрочем, сама Алена тоже одевалась прилично. Не роскошно, по возрасту и чтобы не стыдно было в люди выйти. Как всегда говорила, строго оценивая ее гардероб, свекровь.
Обменялись общими, такими самыми обычными фразами — что дела у всех вроде ничего… Алена вдруг поняла, что с самого первого взгляда не давало ей покоя — Злата то и дело касалась рукой живота. Под просторным пальто это пока было не особо заметно, но…
- Вы беременны? - спросила и тут же смутилась своей бестактности.
- Ой, а что, уже так заметно?
Алена пожала плечами.
- У меня сын, Евгений, четырнадцать ему…
- А у нас невесть кто! - хохотнул Сергей.
- В каком смысле? - не поняла Алена.
- Ну, мальчик или девочка, мы решили не узнавать заранее… Муж хочет интригу сохранить до последнего момента, - ласково пихнула в бок супруга Злата. Было ясно по всему — жестам, блестящим глазам, что она непоседа, хохотушка и вообще — женщина-праздник. Поговорили еще немного… Оказалось, что Злата — учительница музыки, а мама и папа у нее — профессор в университете и доктор наук. Алена подумала, что выходит, интеллигентные семьи бывают разные… И вот, эта оказалась готова принять такого зятя, как Сергей.
Расставаясь, Сергей предложил обменяться телефонами — чтобы как нибудь встретиться уже семьями, по-дружески! Но Алена, наговорив каких-то глупостей, отказалась и быстро ушла.
Она вернулась домой в растрепанных чувствах. Но ни слова ни сказала… Мама, сестра, даже папа и тем более — муж! Ни к чему им знать о том, какая странная история с ней приключилась.
Поздно вечером, когда сын сделал уроки и уже лег спать, а муж — включил свой компьютер, в который любил поиграть после ужина, Алена стояла у окна и смотрела на ночной город. Она пыталась представить… А как бы сложилась ее жизнь, если бы тогда она поступила по-своему? Могла бы и она сейчас вот так — бегать с Сергеем по осеннему парку? Но потом подумала, что, пожалуй… У нее все тоже сложилось неплохо! Сын рос не двоечник, здоровый, не хулиган. Муж — был тихим, не изменял, зарплату в дом… Иногда, конечно, бывал скуповат и уж тем более не согласился бы ни на какую авантюру, вроде того, чтобы поехать дикарем в Африку отдыхать, как сделали Сергей с его женой в прошлом году. Но разве только в этом счастье? А любовь… Она не могла припомнить, чтобы к Михаилу хоть раз испытала нечто похожее на страсть, но… Она ему сначала симпатизировала. Потом — привыкла. А потом, да, возможно и полюбила… по-своему.
Алена зажмурилась крепко, а потом открыла глаза — уличные огни дрожали и расплывались… Женщина провела по глазам, стирая слезы и картинка вновь стала четкой. Нет! Ее жизнь сложилась так, как есть. И нет смысла грустить о былом. Мама ведь до сих пор любит ей говорить:
- Все у тебя, Алена, как у людей! Так что не ной мне тут и будь серьезной, ты взрослая уже!
Только иногда Алене казалось, что в следующий раз она не выдержит и спросит у мамы:
- Как у каких людей, мам? На кого ты всю жизнь ровняешься? Людей так много, мам! Они все разные и судьбы у них непохожие… Может быть, это не обязательно говорить так часто, всю жизнь, с самого моего детства? Может быть, тогда мы были бы чуточку счастливее?
Но она, правда, не знала, сможет ли когда-нибудь это сказать.
Автор: Анна Антонова
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!