Найти тему
Город на память

«Город на память». 738. Фондохранилище Музея Транспорта Москвы

15 августа 2022 года/ Столичные власти уделяют внимание не только развитию современной транспортной инфраструктуры, но и популяризации истории московского пассажирского транспорта. Большой интерес горожан вызывают ежегодные парады трамваев и выставки ретротехники, а в 2024 году планируется открытие Музея Транспорта Москвы в отреставрированном конструктивистском здании гаража на Новорязанской улице. В этом сюжете «Город на память» представляет некоторые свежие события, привлекшие внимание москвичей и гостей столицы, неравнодушных к автостарине.

-2

16 апреля в Останкино прошёл парад трамваев, приуроченный ко дню рождения старейшего вида транспорта. Первый электрический трамвай вышел на линию в 1899 году, а сейчас 700 вагонов обслуживают 38 маршрутов. Дальнейшие планы развития трамвая связаны с обособлением трамвайных путей, увеличением скорости движения и ремонтом трамвайных депо.

-3
-4
-5

4 июня ещё более представительная колонна трамваев стартовала в Садовническом проезде и проследовала к Чистым прудам. На выставке, помимо трамваев, были представлены грузовые автомобили из Музея Транспорта Москвы, экспонаты Музея Гаража особого назначения ФСО России и автомобили из частных коллекций.

-6

Практически все раритеты давно знакомы ценителям ретротранспорта, а вот эта сцепка из вагонов КТМ-1 и КТП-1 отреставрирована относительно недавно. Вагоны когда-то эксплуатировались в Туле, откуда и были перевезены в столицу не в лучшем состоянии, но после реставрации вновь привлекают внимание обилием сверкающих хромированных деталей.

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

В День московского транспорта 9 июля на Воробьёвых горах состоялся первый городской фестиваль «Ретрорейс», организованный Музеем Транспорта Москвы. Посетители могли увидеть автобусы ЦАРМ «Рица», ЗиС-155, ЛАЗ-695Е и другие музейные экспонаты, а приглашённые автоклубы «Москвич», Lada History, «Победа-клуб» и «Волга М-21» продемонстрировали раритетные легковые и служебные автомобили. Отсюда стартовало и ежегодное ралли Gorkyclassic.

«На площадке Воробьевых гор объединились настоящие энтузиасты транспортного дела: это автомобильные клубы, реставрационные мастерские, частные коллекционеры. Вместе мы не только сохраняем наследие прошлого, но и делимся предметами инженерной мысли и промышленного дизайна. Уже сейчас мы можем смело сказать, что «Ретрорейс» станет флагманским и ежегодным фестивалем Музея Транспорта Москвы», — поделилась директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

-14

Изюминкой фестиваля стал премьерный показ полноразмерной модели омнибуса «Даймлер», созданной реставраторами и сотрудниками научно-исследовательской службы Музея Транспорта Москвы. С таких машин началось автобусное сообщение в Москве - «Даймлеры» перевозили горожан на дачные участки в окрестностях шереметьевской усадьбы. Омнибус был предельно простым, он сконструирован на шасси грузовика образца 1905 года, вдоль бортов установлены скамейки, а брезентовый балдахин защищал пассажиров от дождя. Музейный экспонат воссоздан по чертежам с использованием некоторых оригинальных деталей начала ХХ века - цепного привода колёс, трансмиссии, педалей и рычага тормоза.

Смотрите старые фотографии. Автобус Daimler в Останкино. 1907 год:

1907 Автобус Daimler в Останкино

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Ажиотажный интерес вызвала возможность прокатиться от Воробьёвых гор до метро «Университет» на самом узнаваемом автобусе советского времени ЛиАЗ-677М.

-26
-27
-28
-29
-30

Музеи городского транспорта давно работают в разных городах мира, а в Москве попытка объединить редкие экземпляры техники в одном месте была предпринята лишь в 1999 году, когда на территории трамвайного депо имени Баумана открылся Музей пассажирского транспорта. Основу коллекции составили автобусы, троллейбусы, трамваи и спецтехника Мосгортранса. Экспозиция под открытым небом просуществовала недолго, так как эта земля понадобилась под строительство депо Монорельсовой транспортной системы.

Смотрите старые фотографии. Музей пассажирского транспорта в Ростокино. 2000 год:

2000 Музей общественного транспорта

-31

Экспонаты, переданные на хранение в несколько депо и парков, стали доступны для осмотра публикой лишь на ежегодных выставках ко Дню города и парадах. Возможные варианты размещения музея в Строгино, Краснопресненском трамвайном депо или Бахметьевском автобусном гараже не были реализованы.

-32

В 2016 году Мосгортранс взял на баланс бывший гараж 4-го автокомбината на Рогожском Валу и на нём появилась вывеска: Музей «Московский транспорт». Гаражный комплекс, состоящий из нескольких нефов, казался просторным, но автобусы и троллейбусы делили площадь гаража с полной коллекцией «Москвичей», военной техникой, частными собраниями и с красивой расстановкой экспонатов возникли трудности. А главная проблема этой площадки заключалась в запущенности хозяйственного состояния старого гаража, который спустя три года закрылся для необходимого ремонта.

-33
-34

На наших глазах начинается новейшая история коллекции, которая передана ведомством ГУП «Мосгортранс» в новый Музей Транспорта Москвы и обретёт свой дом в отреставрированном здании гаража на Новорязанской улице, 27. Индустриальный ансамбль построен в 1931 году по проекту знаменитого конструктивиста Константина Мельникова в соавторстве с инженером Владимиром Шуховым и является архитектурным памятником советского авангарда.

Смотрите старые фотографии. Гараж на Новорязанской улице. 1960-1978 гг.:

1960—1978 Новорязанская улица. Гараж грузовых машин МХТ

-35
-36
-37

Как рассказал руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов, «по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина после реставрации в бывшем гараже для грузовой техники расположится постоянная экспозиция Музея Транспорта Москвы. Здесь можно будет не только увидеть всю богатую историю транспорта столицы, представленную экспонатами городской и спецтехники из коллекции музея, но и стать участником диалога о его будущем».

Музей Транспорта Москвы – это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, в фондах которого находятся более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, вело- и мототехника. К направлениям его деятельности относятся организация выставок об истории, развитии и будущего транспорта, реставрация исторических транспортных экспонатов, исследования развития транспорта и города, издательская деятельность, создание корпоративно-культурного центра для сферы городской транспортной инфраструктуры.

-38

Макет приспособления исторического здания под музейные нужды представлен на выставке «Город для каждого» в Манеже.

Открытие Музея Транспорта Москвы запланировано на 2024 год, а пока его коллектив реализует выставочные проекты на ВДНХ, Северном Речном вокзале и в Московском метрополитене. Акция «Делаем музей вместе» приглашает москвичей поделиться артефактами, связанными с историей транспорта, и совместными усилиями сделать музейную экспозицию интереснее.

Официальный сайт: https://mtmuseum.com/

-39

Пока на Новорязанской улице ведутся строительные работы, Музей Транспорта Москвы проводит экскурсии по фондохранилищу, где уже собрано 100 единиц легковой, грузовой и городской техники. Обширная коллекция занимает шесть нефов складского комплекса на окраине Москвы в Бирюлёво. Рассказ об истории транспорта начинается с армейской техники времён Великой Отечественной войны и завершается экспонатами, которые сравнительно недавно колесили по московским улицам.

-40
-41

Экскурсовод Антон Гурков - один из команды эрудированных гидов готов ответить на любой, хоть детский, хоть взрослый, вопрос про автомобили.

-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63

Большинство сверкающих краской и хромом экспонатов достались музею в виде таких проржавевших кузовов с выпотрошенными салонами и обрели нынешний лоск только после кропотливой реставрационной работы. В СССР не принято было сохранять для истории образцы техники, которую просто резали на металлолом, а то, что удаётся найти, уцелело, потому что использовалось как склад на задворках завода или бытовка на огороде.

-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78

Фотографии: Евгений Чесноков

-79

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #автомобили #история #московскийтранспорт #музей #троллейбус #автобус #экскурсия