Многим пассажирам приходилось наблюдать такую картину прямо через окна аэровокзала: пилот пассажирского самолёта открывает окно и прямиком из своей кабины высовывается через него наружу, чтобы протереть стёкла. И ведь действительно, нет смысла каждый раз отправлять заявку на помывку окон, если можно сделать это самому. Исключение здесь пожалуй составляет Боинг 747, у которого окна в кабине пилотов не открываются.
Так вот, открываются окна внутрь, а не наружу, что на первый взгляд довольно странно. Ведь двери в салон самолёта, а также двери аварийных выходов, которые ведут на крылья, открываются наружу. Так откуда же берётся это несоответствие.
Плюс ко всему здесь нужно отметить, что открываются не сами лобовые стёкла, а боковая часть остекления. Но даже несмотря на всё это, самолёт летит со скоростью 800 - 900 км/ч, а это значит, что всё остекление кабины пилотов испытывает на себе огромное давление встречного воздушного потока.
И поэтому, когда боковые окна открываются именно внутрь, то у некоторых может возникнуть опасения: а не продавит ли воздух эти окошки внутрь на огромной скорости? Неужели не было бы безопаснее сделать механизм их открытия наружу?
И чтобы успокоить всех сомневающихся в надёжности и безопасности, наверное нужно подробнее взглянуть на сам механизм открытия. Так вот, он не распашной, а сдвижной. Т.е. по сути это слайдер, а сами рамы и стёкла катятся по направляющим полозьям при открытии и закрытии.
Когда самолёт стоит, то окна можно открыть и закрыть. Если же окно открыто, потому что пилот решил прокатиться с ветерком, то система сигнализации и блокировки не позволит самолёту разогнаться. Более того, сам бортовой компьютер самолёта "настучит" на командира воздушного судна или же его помощника прямиком в диспетчерскую за то, что он попытался перейти в режим взлёта с незакрытым окном. А это значит что просто забыть закрыть окно и попытаться взлететь не получится.
А зачем они вообще нужны, эти открывающиеся окна?
Окна открываются в случае, если нужно проветрить кабину, а система вентиляции и кондиционирования не работает, потому что не включена. Также эти окна могут быть использованы как аварийные выходы для пилотов.
Так вот, когда всё сработало в штатном режиме, и самолёт вышел на свой эшелон, допустим в 15 тыс. метров над землёй, то давление воздуха в кабине нормальное, около 750 - 760 мм рт ст. А вот атмосферное давление воздуха снаружи на такой высоте всего лишь 90 мм рт ст. Это говорит о том, что на эти стёкла оказывается давление не снаружи внутрь, а наоборот - изнутри наружу.
Так вот открытие окна внутрь продумано как раз с этой точки зрения: самопроизвольно оно открыться никак не может, потому что давление воздуха в кабине в восемь раз больше чем снаружи. И никакой набегающий поток воздуха не может скомпенсировать этот перепад, потому что он проходит по касательной за счёт обтекаемой формы носовой части самолёта.
Но как же быть тогда с дверьми в салон самолёта? Почему они открываются наружу? Почему-то с ними эта логика не сработала?
Разумеется, на всех этих дверях стоит система блокировки. Т.е. их нельзя открыть уже на определённой скорости при разгоне или при выбеге самолёта. И уж тем более они не открываются на высоте.
И да, конечно было бы безопаснее, если бы они открывались внутрь, а не наружу. Но вы только посмотрите на форму этих дверей. Они же не прямые, а выпуклые, такие же, как и сам фюзеляж. Теперь представьте, как бы они открывались внутрь. Если сделать их распашными внутрь, то они бы занимали очень много места из-за своей формы. А если сделать их сдвигающимися, то они бы сделали часть салона абсолютно непригодной для размещения кресел как раз из-за того, что им нужно пространство для сдвига.
Из всего этого делаем вывод, что открывающиеся внутрь окна в кабине пилотов почти что плоские и небольшие по размеру, и поэтому с их сдвигом внутрь нет проблем. Но сделать то же самое с большими и выпуклыми дверьми просто нереально. И поэтому они все открываются наружу.