В Айя-Напе на пересечении двух центральных улиц есть большой караоке-бар на открытом воздухе. А через стену, непосредственно next to it - кладбище. До войны 1974 года, когда Айя-Напа была маленькой рыбацкой деревушкой, тут находилась самая ее окраина. После того, как большая часть Фамагусты, а также лучшие пляжи острова с белым пудровым песком и бирюзовой водой, расположенные на полуострове Карпасия, оказались под турецкой оккупацией, Айя-Напа стала популярным курортом.
За пару десятилетий тут построили отели, рестораны, магазины, создали целый квартал с клубами на любой вкус. Деревушка разрослась до размеров небольшого городка, и кладбище оказалось ровно в его центре - между караоке и рестораном, напротив другого ресторана и в непосредственной близости от клубного района.
"Кладбищенский" караоке-бар пользуется огромным успехом у туристов, пьяные в дрова английские компании задорно орут шлягеры прошлых лет в микрофон до трех часов ночи, местами это умопомрачительно смешно, а изредка даже талантливо. Цветомузыка, счастливые лица, выпивка рекой. И тут же, рядом - могилы. На некоторых из них светлячками горят огоньки красных масляных лампад - в растительное масло опускается фитиль, он может гореть пару дней. Видно, что родственники многих из тех, кто тут похоронен, часто навещают своих близких.
Это безмолвие белых мраморных надгробий рядом с ревущей веселящейся толпой создает сюрреалистический контраст - примерно как бразильская самба на похоронах.
Мне кажется, что это место на пересечении двух улиц маленького островного городка символизирует сегодняшнюю Европу.
И изо всех сил надеюсь, что это не “последнее мирное лето Европы”, как пророчат диванные аналитики в соцсетях.
В последние недели я почти перестала читать новости и с тех пор чувствую себя немного лучше. Но даже через соцсеть с картинками, признанную террористической организацией, где у меня в основном еда и путешествия, долетело про Еленовку, бои вокруг ЗАЭС и идею некоторых стран ЕС ввести запрет на выдачу шенгенских виз россиянам.
Как известные личности, так и мои знакомые и друзья ломают копья в жарких спорах, правильный ли это шаг, или нет.
Я сознательно не вступаю в дискуссии, потому что давно уже нахожусь по “ту” сторону забора, высылка в Россию и конфискация активов мне не грозят ввиду наличия гражданства ЕС и отсутствия каких бы то ни было активов. По этой причине рассуждать о “коллективной ответственности” россиян или “фашизме” в отношении всех обладателей российских паспортов, независимо от их взглядов, я не имею морального права.
Поэтому у меня жаркий кипрский август, абрикосы величиной с кулак, истекающий нектаром инжир, полупрозрачные желтые сливы, которые почему-то называются "ванильными", четвертый сезон “Аббатства Даунтон”, вечера у бассейна под падающими августовскими звездами, долгие пробежки с аудиокнигами в наушниках, качественное время с детьми.
Этой карикатуре более ста лет, но она очень актуальна сейчас, в августе 2022. Человечество так ничего и не уяснило за целый век, пройдя через две страшные войны и потеряв в них часть генофонда.
Даже долгоиграющие последствия Хиросимы и Нагасаки ничему не научили. И все же я надеюсь, что это не "последнее мирное лето Европы", и на следующий год мы снова поедем в Айя-Напу, и пьяные девчонки из Манчестера будут истошно вопить в микрофон, вторя Глории Гэйнор: I will survive!
Снова ныряю в свой жаркий август, звездные ночи, хорошие книги и хитросплетения жизненных перипетий обитателей Даунтона (настоящая аддикция, не знаю, что я буду делать, когда досмотрю шестой сезон).
Если ничего не изменится, вынырну ближе к сентябрю.
Пусть будут только хорошие новости.
Угостить автора кофе можно здесь (одноразово) или здесь (ежемесячно)
Если вам нравится меня читать, подписывайтесь на мой тг-канал