Найти тему
Журнал "Лучик"

«И однако Иона не хвастает!..»

На что можно смотреть бесконечно? На огонь. На текущую воду. На облака. На лицо ребёнка... На многое. Не знаю, как вы, друзья, а я добавил бы в этот список Евгения Александровича Евстигнеева. Не "игру Евстигнеева", а вот просто – его самого.

В миниатюре, которую мне хотелось вместе с вами вспомнить сегодняшним вечером, он даже не особо "в роли". Глаза озорные, видно, что он тут, с нами, ещё чуть-чуть – и сам улыбнётся резонёрству своего персонажа. Нет, он не играет "до полной гибели всерьёз", он лишь "работает", "лицедействует". И то же самое делает Валентин Иосифович Гафт, но...

Но их же невозможно сравнить! Гафт просто "смешит" (и публика благодарно реагирует на его размашистые, чтобы хорошо было видно из зала, ужимки, а Евстигнеев – вроде бы как просто живёт. Сидит за столом, ест, пьёт, говорит... Кажется, будто он и есть такой в жизни. Будто не помещик Камышев, "любитель празднословить" перед нами, а взаправдашний Евгений Александрович, как он есть. И даже хочется прислушаться к словам его персонажа серьёзнее: дескать, а ведь в чём-то он прав, ведь в каждой шутке лишь доля шутки...

Кстати, ещё один человек присутствует за этим столом незримо. Это двадцатипятилетний Антон Павлович (рассказ "На чужбине" написан в 1885 году). "И однако Иона не хвастает!" Это же надо было так тонко, ненавязчиво, с такой непередаваемой самоиронией придумать... И ведь правда гордость разбирает за кучера Иону!

-2

Иногда просто радостно становится оттого, что мы соотечественники. Что можешь внимать этим людям – и понимать их. Что мы говорим и думаем на одном языке.

Приглашаю насладиться этой скромной радостью!