В романах "плаща и шпаги", любимых подростками всего мира, напрочь отсутствует одна тема: медицина! Даже там, где главный герой - врач: Питер Блад, Джузеппе Бальзамо, авторы обходятся самыми общими словами, избегая подробностей.
А это безупречное художественное чутьё подсказало Александру Дюма, что медицина 17 века - тема, совершенно недопустимая в романтическом произведении, иначе романтическим оно не получится. Будет или "ужастиком", или, в лучшем случае, комедией. Как у Мольера.
Время для медицины было просто мракобесным, притчей во языцех стали четыре придворных врача Людовика 14, которые вынесли кардиналу Мазарини четыре совершенно разных диагноза.
А это же были светила, академики! Но чему удивляться, если "практики" - хирурги считались всего лишь "ремесленниками", а "врач" - это теоретик, профессия чистая? В идеале врач вообще не должен был прикасаться к человеческому телу, ни к живому, ни к мёртвому. А учились они на таких вот анатомических манекенах:
Вот почему, при такой "эпидемии травматизма", герои романов выздоравливают как-то сами. Без помех со стороны врачей. Причём "холодные" раны заживают у них буквально на второй день (да если и не заживают - не тормозить же по этой причине сюжет, можно просто взять шпагу в другую руку), а огнестрельные - через месяц...
Почему такая разница? Ведь "огнестрел" выглядит безобиднее?
Но для начала он предполагает близкое знакомство вот с этим инструментом (пулеизвлекатель):
А уж потом... Оказывается, дело в тогдашней манере тампонировать огнестрельные раны - заталкивать в них тампоны, пропитанные - чем решит хирург. Вероятно, положительный эффект был - но процесс заживления затягивался на недели. И это считалось за счастье: давно ли Амбруаз Паре доказал, что огнестрельные раны - НЕ заражённые, а значит, раскалённое масло в них заливать незачем?
А колото-резанные иногда и зашивали.
Но если рана засорена - могли чистить и с помощью таких вот обратных ножниц. Раздвигали для удобства хирурга:
Великий хирург, Амбруаз Паре спас жизней больше, чем все академики от медицины вместе взятые.
В частности, у него НЕ умирали при ампутациях. Ведь его предшественники полагали, что главное - скорость. Отрубить конечность - и сунуть то, что осталось в раскалённую смолу. Странно, что некоторым удавалось выжить.
Скорость важна, но ещё важнее избежать кровотечения, и Паре действовал поэтапно. Сначала - круговой надрез кожи и "засучивание" её, как рукава. Затем - круговой разрез мышц:
и (новшество!) - перевязывание артерии суровой ниткой. Теперь, когда потеря крови будет минимальной, распиливаем кость:
И опускаем "рукав", формируя культю. Всё.
Но ведь медицина не стояла на месте? Развивалась?
Да, английская медицина (Оксфорд) на тот момент была самой передовой. В "эпоху мушкетёров" открыто кровообращение, капилляры, микроорганизмы (да-да, ещё до левенгукова микроскопа!) - и сразу сделано предположение об их болезнетворности, и сразу родилась мысль насчёт стерилизации. И внутривенные вливания, и первые переливания крови...
Такой "современный" шприц уже был - но ещё не было полой иглы, способной проткнуть кожу. Хватит воображения у современного человека, как можно было пользоваться шприцем без иглы? Оказывается, вену надрезали - как для кровопускания - и заливали через трубочку.
НО! Всё это не выходило за двери лабораторий, оставалось в теории и в стадии эксперимента.
А на практике, случись кому из героев Дюма заболеть - к официальному дипломированному врачу стоило бы обращаться в последнюю очередь. Ему цеховой устав разрешал только... предписывать. Давать команды хирургу и аптекарю. Он бы долго советовался с Гиппократом и Галеном, и не найдя у них ничего похожего, вспомнил бы нерушимый принцип: НЕ НАВРЕДИ.
А "не вредили" по тогдашним канонам клизмы и кровопускания.
Так что, при возможности, лучше было общаться с армейским хирургом или даже цирюльником - у них огромная практика, опыт. И они не стеснялись учиться у совсем уж неофициальных знахарок, травниц - широко пользовались их рецептами.
Угадайте, как говорится, с трёх раз, что это такое?!
Термометры 17 века!
В шариках не ртуть, а подкрашенный спирт. В остальном принцип действия такой же. Только шкалу на них каждый врач наносил сам - в меру своего разумения. Значит, измерять температуру уже могли не только приложив ладонь ко лбу. А вот как её сбивали?
Порошки на основе хинина уже были, но это была новинка, которой доверял не каждый врач. Так что жар могли сбивать и совершенно "первобытно": вытащат больного на свежий воздух (ванны ведь не было почти ни у кого) - да и обольют 2-3 ведрами ледяной воды. Основательно, с головой. Вся процедура занимала не более минуты - замерзнуть не давали, а в результате температура действительно падает в течение часа. Правда, при воспалении лёгких к вечеру вернётся.
Более щадящим способом было протирание раствором уксуса, раз 5-6 за час. Лежи себе голый и не успевай обсыхать... Остынешь через 2 часа.
Ну и традиционный бычий пузырь со льдом.
Стандартные инструменты хирурга 17 века:
Даже если всего лишь чирей - мало не покажется!
Но никогда развитие не было "прямолинейным". Наука развивалась, а массовое сознание явно отставало.
Считалось, что короли Англии тоже имеют отношение к медицине - могут своим прикосновением излечивать некоторые болезни, в частности, золотуху (по-теперешнему - диатез).
Не по этой ли причине немалая часть подданных оплакивала Карла Первого? Лишились волшебника?! Толпы подданных рванулись к эшафоту, чтобы... умыться кровью короля - нет вернее средства от болезней!
В семнадцатом столетии вера в целительные свойства трупов была на излёте - но всё же ещё была! А ведь это был уже относительно просвещённый век (1649 год) и относительно просвещенная Англия.
(А сейчас как насчёт веры в чудеса, если через всю Москву протягивается очередь к исцеляющему поясу Богородицы, и в газетах целые колонки с номерами телефонов "потомственных бабушек, лечащих ото всего"?)
И напоследок - стоматология. Инструменты:
И знакомство с этими инструментами . Зрителей-то сколько вокруг! Зрелище!
Пожалуй, есть у нас повод порадоваться, что живём во времена, не столь... романтические!