Найти тему
БИСКИД

Введение в управление ценностями! Часть-1.

Свидетельство о курсе Михаила Дегтярева в т.ч. о ценностях!
Свидетельство о курсе Михаила Дегтярева в т.ч. о ценностях!

ВВЕДЕНИЕ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЦЕННОСТИ?

Содержание этой статьи есть не что иное, как попытка продолжить логический ряд лекций наиумнейшего и наиинтереснейшего человека Михаила Дегтярева. Первые попытки продолжить его мысли я делал еще на его семинарах в рамках программы DBA в Высшей Школе Корпоративного Управления РАНХиГС, где он посвящал нас в азы ценностных ориентиров. Михаил ДЕГТЯРЕВ, известный московский Бизнес-тренер, директор Центра коммуникативных технологий и автор более 50 научных трудов по проблемам методологии научного познания и коммуникативным технологиям. Он не просто умеет создавать необычно творческую и легкую атмосферу на своих тренингах, но в дымке этой легкости закладывает твердые фундаментальный основы в сознании слушателей: основы ценностного восприятия мира, основы ценностного ориентирования и основы управления системами ценностей.

При своей внешней непривлекательности, и даже, некоторой отстраненности от возможности практического использования, управление ценностями как отдельная категория управленческой науки, становится краеугольным камнем системного мышления выдающихся топ-менеджеров. Именно благодаря этой тонкой нити, связывающей наше сознание и последствия наших решений, Михаил Дегтярев формирует устойчивое, и во многом, позитивное восприятие происходящего в жизни каждого человека. Что немаловажно, одним из выдающихся эффектов тренингов уважаемого Михаила Дегтярева является выработанный навык не врать самому себе. Он это называет – точное определение собственных ценностей. Пытаясь решить задачу по формированию списка своих ценностей, каждый из сопричастных сталкивается с необходимостью перестать обманывать самого себя. И это еще достаточно простая задача, если вы понимаете, что обманываете себя. Гораздо сложнее, гораздо мучительнее происходит осознание собственных ценностей, когда человек не осознает того, что он постоянно врёт самому себе. Он делает это словно, между прочим, автоматически, он считает это обычной, всем присущей опцией сознания и даже не пытается анализировать связи между своими ценностями и созданным им самим образом жизни.

Если подумать, то на самом деле каждый человек потенциально является управленцем, по крайней мере, он должен эффективно управлять своей жизнью и своей судьбой. Более того, у него должно быть некое мировоззрение управленца, при помощи которого он грамотно взаимодействует с миром и процессами в нём. Что такое мировоззрение? Это то, как человек воспринимает мир и себя в нём. Но что лежит в основе этих взглядов? ЦЕННОСТИ!

Как говорит Михаил, основная проблема бизнеса не в организаторских, а в личных способностях управленцев. Даже обладая выдающимися организаторскими способностями, менеджер, будучи неэффективен как личность, не в состоянии собрать эффективную команду. Собственник бизнеса должен быть мастером управления на уровне понимания ценностей. И естественно, что, когда он подыскивает управляющего своим бизнесом, он опирается на свое понимание и видение того, что такое мастерство и ценности. Соответственно, если такого понимания нет, то и получается совсем не то, чего хочется. Более того, собственник, не став мастером управления, может нанести колоссальный вред предприятию, если начнет вмешиваться в оперативное управление. Не имея ясных ценностей, такой собственник теряет своих лучших сотрудников и партнеров, так как не может быть для них лидером, ему просто некуда их вести. Таким образом, в основе искусства управления лежат мировоззренческая грамотность и умение думать. А уметь думать значит обладать технологиями мудрости.

Проблема определена – отсутствие четких ценностей, а именно из ценностей и вытекают цели. В какой степени размыты ценности, в такой мере смутны цели и совершенно неясны пути их достижения. В 80 % случаев поставленная «ясная» цель не будет достигнута, так как менеджер не может определить, насколько эта цель ценна. Пример: человек поставил себе цель купить автомобиль. Он точно знает, какой марки, года, комплектации. Он определил, сколько денег ему надо, решил, как их достанет и за какой срок. В итоге цель достигнута – машина куплена. Однако после этого человек задумался, зачем ему этот автомобиль. Работа в двух шагах, дачи у него нет. Выясняется, что эта цель не представляла для него ценности, и теперь он не ощущает себя счастливым, так как достигнутая цель не соответствует его системе ценностей. На моих тренингах происходит одно – прояснение ценностей и изучается алгоритм целеполагания. Первое условие эффективного целеполагания – это ясность цели. Во втором пункте стоит ценность.

На своих тренингах Михаил Дегтярёв практикует прин­цип Гегеля: восхождение от конкретного к абстрактному, а потом, наоборот, от абстрактного к конкретному. Простейший пример: работник на предприятии получает нагоняй от начальства за то, что он не закрутил одну гайку. Он думает, что это незаслуженно, подумаешь, одна гайка (конкретное). Однако если ему объяснят, что это не просто одна незакрученная гайка, а нечто большее – это бракованная продукция, это удар по имиджу, это потерянные деньги (абстрактное), то он задумается: так что же я делаю на рабочем месте – гайки кручу или повышаю имидж предприятия и зарабатываю деньги (конкретное)?

Поэтому прояснение ценност­ной системы – это одно из условий успешного бизнеса. В российском бизнесе все это делается на интуитивном уровне. И российский бизнес даст 100 очков вперед любому мировому деловому сообществу. Однако на одном лишь духе предпринимательства далеко не уедешь. Позже приходит понимание того, что бизнесом управляют люди, и если они находятся в разных системах ценностей, то бизнес, как «цирковая лошадь», будет мчаться по кругу.

Овладение этими ключами приводит к власти, так как с помощью такого приема можно заставить человека делать то, что выгодно вам. Но власть накладывает определенные обязательства. Я никогда не использую свои навыки для того, чтобы причинить вред кому-либо. Свою миссию я вижу в том, чтобы научить людей строить эффективные коммуникации так, чтобы они приносили выгоду обеим сторонам. Неважно, кто изготовил автомат. Важно, для каких целей его используют: либо чтобы убивать мирных жителей, либо для охраны границы Родины. Мои тренинги служат делу «мира», и поэтому они являются моей ценностью. В противном случае это антиценность.

Задача любого руководителя – прояснить ценности своих клиентов. Ценности – это «зона видимости на дороге». Есть люди, которым нравится ездить с бешеной скоростью при нулевой видимости. Но такие люди не имеют права стоять у руля компаний, так как они отвечают не только за свое здоровье и благополучие. Они отвечают за всех тех людей, которые доверили им управление собой. В этом случае философия эгоцентризма превращается в философию эгоизма. Сейчас с Запада приходит этический маркетинг. Многие его не понимают, смеются над этим. Однако уже в Челябинске есть масса предприятий, которые были моими клиентами, которые реализуют это.

Собственник должен обладать какими-то высшими проясненными ценностями, возможно, без их конкретизации. Управленцы должны так отстроить коммуникацию, чтобы было возможно транслировать и прояснять эти ценности, как для себя, так и для собственника. И чем ниже иерархический уровень, тем больше конкретизации. Например, обучение – это инвестиции, и зачастую очень приличные, и управленец понимает, что надо вкладывать средства в обучение персонала, в повышение его мастерства, а у собственника вопрос – а зачем это? Зачем деньги тратить? Для него обучение и инвестиции не являются ценностями. Для того чтобы ему это осознать, нужно начать думать, и думать за рамками оперативной деятельности. И здесь осмысление непосредственным исполнителем высших ценностей руководителя есть гарантия качества его работы. Неслучайно в современном мире ценятся не те работники, которые работают хорошо, а те, что не могут работать плохо. Это уже уровень мастерства, наличия высоких ценностей. Таким образом, компаниям нужны люди, мотивированные, прежде всего, нематериально, имеющие высокие ценности. Поэтому разговоры про то, что рабочие работают плохо, потому что им мало платят, – бред. Платите им в 10 раз больше, отдачи все равно не будет. Все дело во внутренней мотивации и нравственных ценностях.

Написаны тысячи книг, посвященных теме успеха. Сотни переведены на русский язык. Десятки были прочитаны каждым менеджером. И в каждой книге написано, какими качествами надо обладать, чтобы стать успешным менеджером. Было подсчитано, что менеджеру надо обладать более чем 1200 характеристик, чтобы стать успешным. Михаил Дегтярёв предлагает подойти к этому вопросу с другого конца и определить, что мешает менеджеру достичь успеха – ресурсы, другие люди, неумение прописывать задачи и др.

При таком осознании качество результатов деятельности, да и осуществление другой деятельности, будет серьезно отличаться от подхода «так начальник велел». Качество любой деятельности, достижение любой цели в большой степени зависит от того, в какой системе цен­ностей человеком осознается эта деятельность. В этой связи ценности нужны, по крайней мере, для двух вещей: в технологическом смысле – для успешности, ­в более нравственном, высоком смыс­ле – для счастья.

Успешных людей много, но среди них очень немного счастливых. Почему? Потому что позиционирование каких-то одних ценностей в качестве главных часто происходит в ущерб другим ценностям. Кто счастливее, долларовый миллионер с больной печенью или землепашец, который каждое утро встает с восторгом и радостью? Каждый должен найти свой ответ!

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. БАЗОВЫЕ УСТАНОВКИ!

Ценностиэто любые обстоятельства, события и явления, по отношению к которым мы можем назвать другие обстоятельства и выстроить между ними отношения предпочтения. Отношения предпочтения являются главной характеристикой ценностей. Для вас ничто не является ценностью, пока вы не найдете другое явление, с которым это что-то вступит в отношения предпочтения. Ценность – это выбор. Ценность жестко завязана с таким понятием, как потребность. Наилучшая фраза для понимания, что такое ценности - Если у вас на что-то нет времени, то это не является для вас ценностью. Для ценности время всегда находится!

-2

Теперь разберемся с тем, откуда берутся ценности. Есть два рода происхождения ценностей. Есть ценности врожденные, а есть приобретенные. Наше желание утолить голод – ценность врожденная, а желание делать это с помощью ножа и вилки на белой скатерти – приобретённая. Сопоставляя врожденные (природные) и приобретенные (социальные) ценности, мы увидим, что они могут войти в противоречие, а значит, человек постоянно находится в состоянии выбора. Если этот выбор ошибочен, происходит рассогласование ценностей, которое формирует неврозы и прочие проблемы. Поэтому умение согласовывать природное и социальное, врожденное и приобретенное крайне важно.

Вообще, врожденные ценности – это ценности, заложенные на генетическом уровне, это наши природные ценности, а стало быть, они должны быть для нас неким индикатором, по которому мы определяем: «мое – не мое». И тогда вопрос ценностей переходит в область реализации своего Предназначения, и мы начинаем осознавать, что профессиональный управленец или мастер – это человек не только на своем месте, но и человек, который реализует себя. И на самом деле он управляет даже не организацией, а жизненными процессами, связанными конкретно с ним. Организация есть лишь фон, на котором человек реализует свое жизненное предназначение.

Соответственно, если это совпадает с его ценностями, он в этом деле эффективен, по-другому просто быть не может. Если же случается противоречие между природными и социальными ценностями, создается громадное напряжение и, конечно, теряется эффективность. Таким образом, мы пришли к пониманию того, что размытые ценности – это не следование своему пути, предназначению, миссии.

Нельзя отрицать, что у людей есть личный опыт, который зачастую может прояснить суть ценности. Например, о смелости говорят – «это черта характера». А какова суть? Наверное, в преодолении страха. А что такое страх? «Это ощущение дискомфорта на какую-то опасность». Таким образом, получилось определение смелости как способности преодолевать страх. Не многие люди могут сразу дать точное определение, исходя из соб­ственного опыта. Например, на вопрос «Что такое щедрость?» отвечают: «Это способность отдавать бескорыстно». Получаем ошибку слишком широкого определения. Щедрость здесь ничем не отличается от бескорыстности, альтруизма, взаимопомощи ­или самопожертвования. Конкретный пример: «Он щедро расплатился с таксистом». Что сделал человек? Он дал больше. Щедрость – способность давать больше, чем это принято или ожидается. Теперь углубим понимание щедрости. Представим, что мы даем таксисту в десять раз больше, но при этом оскорб­ляем его, проявляем агрессивность и т. п. Получается, что, давая ему больше одних ценностей (материальных), мы нарушаем другие. Назовете вы это щедростью? Отсюда возникает понимание, что щедрость – не просто способность давать больше, а способность давать больше одних ценностей, не нарушай при этом других.

Людям очень тяжело иногда дать определение универсальным ценностям в силу их широкого применения. Мы часто применяем эти понятия, не задумываясь над тем, в чем их смысл. Нам кажется, что мы понимаем, о чем идет речь, но первая попытка ответа на вопрос сразу ставит нас в тупик. Но, как говорил Эмиль Стюарт: «Логика – это великий преследователь темного ­и запутанного мышления. Она обнаруживает наше незнание предметов в те моменты, когда нам кажется, что мы о них все знаем». Анализ антиподов состоит в том, что, если нам трудно сказать, что такое справедливость, что такое храбрость, ответственность, нужно попытаться определить, что такое несправедливость, трусость, безответ­ственность.

Не будем забывать и о том, что есть безусловный источник – словари и энциклопедии, там встречаются иногда правильные определения. Но не всегда. Поэтому лучше воспользоваться специальными технологиями, помогающими прояснить ценности, дав им определение. В чем смысл ценности в коммуникациях между людьми? Мы ценим вежливость, целеустремленность, активность, ­ щедрость. Попробуйте сами себе задать вопрос «Что такое щедрость, справедливость, совесть?». Отвечая на него, абсолютное большинство людей допускает типичные ошибки:

  • Используются не определения, а метафоры, что присуще большинству словарей, справочников и т. д., например, попробуем ответить на вопрос «Что такое мудрость как ценность?». Откроем «Толковый словарь» С. И. Ожегова и увидим, что мудрость здесь – это «глубинный ум, помноженный на опыт». Хорошая метафора, но нет технологии. Я хочу стать мудрым, но что мне делать, как «углублять» ум?
  • Даются слишком широкие определения. Например, на вопрос «Что такое смелость?» мы получаем ответ, что это одна из черт характера, но трусость – тоже черта характера. Чем они отличаются друг от друга?
  • Допускаются «круги» в определениях. Одно понятие определяется через другое, другое – через третье, а третье – через первое. Мы хотим найти, что такое смелость, и видим, что это разновидность храбрости. Храбрость – это решительность. Смотрим, что такое решительность, – это смелость, проявленная в чем-то. Круг замкнулся.
  • Приводятся отрицательные определения. Например, смелость – это не трусость. Лошадь – это не корова. Можно неделю продолжать описывать, чем этот предмет не является, так и не получив ответ на вопрос «Чем же он является?».

Практика языка на уровне явлений фиксирует смысловое ядро, которое затуманено в сознании. Например, есть разные выражения, относящиеся к аналоговому ряду «смелость» – «решительность, храбрость, отвага». Как тут разобраться? Анализ коммуникативной практики может осуществляться напрямую, путем подбора аналогов, а также по употреблению их в каких-либо кон­текстах. Произносим: «смелый человек», «храбрый человек». Ухо не режет. Мы говорим «смелый поступок», а говорим ли «храбрый поступок»? Нет. Режет слух. То есть, храбрость – характеристика не действия, а, скорее всего, человека. Становится понятно, что всякая храбрость – смелость, но не всякая смелость – храбрость. Очевидно, что общим моментом является преодоление страха. А страх – это реакция на опасность, которая может быть разного рода. Если опасность связана с угрозой жизни и здоровью, тогда мы называем это храбростью. А отвага? Отвага – храбрость, проявленная в связи с исполнением какого-либо долга. Мы не говорим «храбрые бойцы», говорим «отважные».

Ценности – это база, это начало, фундамент, без которого невозможно проложить дорогу к целям и обрести счастье.

Ценности формируют большин­ство проявлений человека, важных для установления с ним эффективной коммуникации. Среди таких факторов, обуславливающих успешность коммуникативных процессов, важное место занимает социологический аспект, за которым тоже стоят ценности людей. Учет социологических характеристик объекта нашего коммуникативного воздействия и их ценностей очень важен для успеха коммуникаций. О социологическом аспекте мы и будем говорить в следующий раз.

Продолжение следует!