Вообще планировалось только пять, но, когда собрал предварительные списки и принялся сортировать, понял, что пять - слишком мало.
Первая часть - по ссылке: топ инфернальных злодеек.
Номер 10. Жозефина Викторовна (Клара Лучко, "Карнавал" (1981), режиссёр Татьяна Лиознова)
Конечно, Жозефину Викторовну вполне можно понять - она действительно оказалась в ситуации даже не дурацкой, а шокирующей. Да и то, что она не хочет заселять к себе в коммуналку дочь мужа, тоже понятно. И даже когда она, злясь на мужа, обижает сына, хоть и с трудом, но можно принять.
Генеральный негатив у меня вызывает её двуличие - вот она в отличном настроении на импровизированном новоселье, и, казалось бы, смирилась с наличие Нины в их жизни, а вот она, поджав губы, возмущенно смотрит на девушку ближе к финалу, когда та появилась у отца перед возвращением домой.
И мы понимаем, что не только Соломатин здесь м*рзавец: жена ему вполне соответствует. Конечно, главный спрос с горе-папаши, а потому Жозефина Викторовна занимает только лишь десятое место.
Номер 9. Зина Бегункова (Светлана Смирнова, "Чужие письма" (1975), режиссёр Илья Авербах)
Простая как три рубля Зина Бегункова не понимает хорошего отношения - она наглеет и садится на шею Вере, которая пытается помочь девочке. Незамутнённость Зины потрясает... ну да, она всего лишь девятиклассница, её воспитанием толком никто не занимался, но брат-то у неё - хороший человек!
И напрасно, на мой взгляд, Вера надеется, что сумеет привить Зине хотя бы элементарное понятие порядочности. Увы. Тут характер, помноженный на явные проблемы с психикой, словами это не выправить.
Номер 8. Кушакова, директор рынка (Анастасия Вознесенская, "Гараж" (1979), режиссёр Эльдар Рязанов)
Очень противная дамочка - наглая и уверенная, что ей можно всё. В 90-е именно такие правили бал...
Номер 7. Тамарочка, дочь героини (Светлана Смирнова, "Впервые замужем" (1979), режиссёр Иосиф Хейфиц
И снова Светлана Смирнова создала запоминающийся образ молодой м..рз..вки. Замечательная актриса. Удивительно, что скромная и жертвенная женщина так отменно играла стервозных героинь.
История Тамарочки и её матери наглядно показывает - какими монстрами могут стать дети, если родители жертвуют собой ради них. Умная и поучительная история.
Номер 6. Бабка (Надежда Федосова, "Мачеха" (1973), режиссёр Олег Бондарев)
Если Тамарочка с Зиной являются результатом отсутствия нормального воспитания, и есть крошечная надежда, что девушки, всё-таки, хоть что-то поймут, то мать Шуры не поймёт уже ничего и никогда.
Воевать с маленькой девочкой, потерявшей мать, настраивать пацана делать сестре гадости, возмущаться, что дочь выросла хорошим душевным человеком, - это уже запредельно. И, что самое печальное, мать Шуры не изменится уже никогда.
Наоборот, с возрастом будет становиться всё хуже и гаже.
Одного не понимаю - как у такой матери выросла чуткая и мудрая дочь?
Номер 5. Марья Павловна, учитель (Анастасия Георгиевская, "А если это любовь?" (1961), режиссёр Юлий Райзман)
Марья Павловна стоит в рейтинге выше предыдущих героинь потому, что она ломает души бОльшему количеству детей. Откуда в ней столько ненависти к окружающим? Для меня в целом загадка - откуда берутся такие люди, но совершенно понятно, что из школы таких нужно гнать.
Номер 4. Алевтина Власьевна (Валентина Телегина, "Дело было в Пенькове" (1958), режиссёр Станислав Ростоцкий)
В общем-то, с..могонщице, решившей чужими руками отомстить за порушенный "бизнес", место, скорее, в "злодейках", чем в "м..рзавках", но до настоящих инфернальных она не дотягивает, а потому попадает на почётное четвертое место ом.рз.тельных персонажей.
Номер 3. Мать и бабушка Романа (Лидия Федосеева-Шукшина и Татьяна Пельтцер, "Вам и не снилось" (1980), режиссёр Илья Фрез)
Ревность - штука жуткая, "чудовищем с зелёными глазами", презирающим свою добычу, называл её Шекспир. И это так - нет никого ужаснее тех, кто на почве пустопорожней ревности губят близких.
Да, ревность матери Романа к его отцу еще кое-как можно оправдать, но стремлению полностью подчинить сына и сделать его послушным рабом оправдания быть не может.
Однако бабушка оказалась ещё подлее (и в ней действительно пропала великая актриса). Почему подлее? Потому что бабушка, в отличие от матери, совершенно не страдала душевно, её-то никакая ревность не мучила, она вступила в эту см*ртоносную игру исключительно ради удовольствия и желания управлять миром.
Кстати, подумалось мне - не от её ли мягкого деспотизма дочь сбежала в Москву?
Номер 2. Тася (Наталья Гундарева, "Подранки" (1976), режиссёр Николай Губенко)
Тася гаже всех предыдущих. Так издеваться над сиротой - какой-то запредельный садизм. Отчасти отношение Таси к мальчишке объясняется её психологическим сломом - сама она детей иметь не может, и эта несправедливость трансформировалась в ненависть к детям вообще.
Конечно, и муж тоже хорош - вполне вероятно, что Тася права, и он действительно взял мальчика для расширения жилплощади. Ведь он пошёл на поводу у жены и предпочёл её, а не Алёшу.
Но в любом случае оправданья ей нет - уж тарелку супу-то могла пацану налить...
Номер 1. Алевтина (Ирина Акулова, "Экипаж" (1979), режиссёр Александр Митта)
И вроде бы странно после тех, о ком написано выше, ставить на вершину антирейтинга Алевтину, которая, казалось, бы ничего ужасного (сравнимого с деяниями других) не совершала.
Но, думаю, со мной согласятся все - именно она является самым отвратительным персонажем советского кино.
Потому что у неё не было ни единой причины быть такой. Да, ошиблась по молодости, выйдя замуж не за того. Но кто же мешал развестись? Уж понятно, что Ненароков не оставил бы их с сыном без средств к существованию, да и на квартиру не стал бы претендовать.
Но нет. По убеждению Алевтины за её ошибки должен платить муж. Не оправдал, подлец, ожиданий. И сын тоже пусть платит - чтоб отец прочувствовал всю горечь разочарования мамаши.
*** НАШ КИНОСАЙТ ***
А также:
Инфернальные злодеи советского кино (мужские персонажи)
Злодейки советского кино (женские персонажи)
Тест: Угадаем советские киносказки по кадрам со злодейками