У вас после прочтения заголовка в голове всплыло что-то помимо зажигательной самбы, крепкого рома и государственных переворотов? Вы определенно что-то слышали про товарищей с фамилиями Маркес, Борхес и Кортасар? Тогда узнайте чуть больше о классиках испаноязычной литературы и таком явлении как «магический реализм».
Справка. «Магический реализм» — литературное направление, где для описания реальных событий используются фантастические элементы, заимствованные из народных суеверий. Приём хорош в качестве метафорической огранки для суровой действительности.
Габриель Гарсия Маркес
Родоначальник того самого «магического реализма». Источником вдохновения для его творчества были народные поверья и былины, которыми бабушка развлекала Габо (так ласково звали Маркеса близкие), когда тот был совсем маленьким.
Когда парень вырос, то вооружился бабулиными рассказами, уволился с работы и на долгих восемнадцать месяцев сел за написание романа под интригующим названием «Сто лет одиночества».
Жены писателей, которым мы многим обязаны
К слову, помимо того, что во имя искусства Габо на полтора года возложил бремя содержания семьи на плечи супруги, так ему к тому же пришлось заложить сначала машину, а под конец — фен и миксер (не было денег даже отправить рукопись в издательство). Узнав об этом, Мерседес (жена) сказала лишь одно: «Не хватает только, чтобы роман оказался плохим».
К счастью, этим двоим повезло. Роман «Сто лет одиночества» перевели на 30 языков, а его тираж составил более 30 миллионов экземпляров. Влияние Маркеса на литературу оказалось настолько велико, что газета New York Times назвала его книгу «вторым произведением после Книги Бытия, которое обязательно к прочтению для всего человечества». Сам же Габо в 1982 году стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию по литературе.
Читайте: «Любовь во время чумы», «Осень патриарха», «О любви и прочих бесах», «След твоей крови на снегу», «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили», «Полковнику никто не пишет», «Генерал в своем лабиринте»
Крутые авторы в жанре «магический реализм»
Хорхе Луис Борхес
Писать рассказы он стал раньше, чем пошел в школу, а начав учиться, юный писатель поступил сразу в четвертый класс. Кроме прочего, будучи рожденным в билингвальной семье, Борхес с детства владел испанским и английским языками (а позже он освоил латынь, французский, итальянский, португальский, немецкий и еще преподавал древнеанглийский и древнескандинавские языки).
Борхес: интересные факты
Особая связь у литератора сложилась с библиотеками. Богатая коллекция книг имелась в доме его отца. Позже, работая в библиотеке Мигеля Кане, писатель пару раз чуть не погиб (от травмы головы и от сепсиса), а с 1955 по 1973 годы он возглавлял Национальную библиотеку Аргентины будучи совершенно слепым(!).
За всю жизнь Борхес не написал ни одного романа. Он известен как поэт и автор рассказов, притч, эссе и вымышленных биографий.
Читайте: «Сад расходящихся тропок», «Всеобщая история подлогов», «Семь вечеров» и «Круги руин».
Хулио Кортасар
Обычно, почитатели этого аргентинского писателя делятся на две категории: те, кто любят его рассказы и те, кто предпочитает романы. И действительно, манера и техника писателя в короткой и длинной формах разнятся до такой степени, что может показаться, будто это работы двух разных людей.
Однако в действительности все тексты Кортасара объединяет одно — эксперимент. Ларгосар (так шутливо называли писателя его друзья за высокий рост), стремился постичь различные способы описания событий, он широко использовал технику повествования на основе игры, постоянно разрушал и пересобирал заново литературные конструкции. Он довел до совершенства приемы словесного описания музыки, прославился как создатель так называемых антироманов, его творчество пронизано свойственной латиноамериканскому искусству страстью и, конечно, политикой.
Читайте: «Все огни — огонь», «Жизнь хронопов и фамов», романы «Игра в классики», «62. Модель для сборки» и многое, многое другое.
Эрнесто Че Гевара
Да, не все знают, что помимо государственных дел и революции, легендарный команданте питал слабость и к художественной прозе.
Самой известной его вещью считается «Дневник мотоциклиста». Это гибрид путевого романа, политического комментария и дневника, собранный из личных заметок Че, которые он делал во время поездки по Южной Америке.
Сюжет «Мотоциклиста» рассказывает о том, как в январе 1952 года будущий команданте а тогда еще молодой студент-медик вместе со своим другом (Альберто Гренада) и псом по кличке Камбэк решили устроить мотопробег и за пару месяцев объехать примерно полконтинента. В итоге, разумеется, у парней возникают трудности буквально на каждом шагу, начиная от поломки мотоцикла и заканчивая поисками ночлега.
Несмотря на то, что книга была написана до становления Че в качестве государственного деятеля, его политические взгляды проскальзывают уже и здесь. И даже учитывая, что основную часть истории занимают приключения молодых весельчаков, всякий раз в глаза бросаются наблюдения и мысли Эрнесто относительно бедственного положения отдельных слоев населения.
В 2005 году, когда Гранадо рассказал Би-би-си о своём путешествии, он заметил: «У меня сложилось впечатление, что Че прощается с институциональной медициной и становится врачом народа».
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.