📅 Звуковой календарь 15/08/2022
235 лет назад родился русский композитор Александр Алябьев. Хорошо известны его романсы, например «Соловей», который сам Чайковский не мог слушать без слез. Но, помимо романсов, Алябьев создавал песни, основанные на фольклорном материале, а также оркестровые и оперные произведения, которые звучали на сценах ведущих театров России и еще при жизни композитора имели большой успех. Но этот успех приходил в условиях жизненной катастрофы: Алябьев был осужден, порядка пятнадцати лет провел в тюрьме и ссылке. И все это время он сочинял музыку, даже несмотря на то, что зачастую не мог публиковать свои произведения.
Александр Алябьев родился в Тобольске в семье гражданского губернатора. Его отец Александр Васильевич был энергичным и трудолюбивым человеком, много сделавшим для города. При нем в Тобольске открыли семь первых в Сибири народных училищ, театр, типографию. В доме Алябьевых регулярно выступал крепостной роговой оркестр, исполнявший симфонии, марши, полонезы, народные песни. Часто на скрипке и фортепиано играли гости дома, среди которых были талантливые музыканты.
В 1796 г. Александр Васильевич получил назначение в Петербурге и уехал туда с семьей. Младший сын, по-видимому, получил домашнее образование, а в 1801 г., когда ему исполнилось 14 лет, был зачислен на гражданскую службу по Горному ведомству при Берг-коллегии. Вскоре он начал серьезно заниматься музыкой: в 1803 г. брал уроки у композитора, скрипача и пианиста Иоганна Генриха Миллера, а в 1804 г. продолжил обучение в Москве, куда его перевели по службе. Первым большим результатом этих занятий стали сочинения — два фортепианных вальса и французский романс, опубликованные в 1810 г.
С началом Отечественной войны 1812 г. Алябьев оставил гражданскую службу и вступил в армию. Он служил в казачьем полку в южных губерниях, подружился с Денисом Давыдовым и участвовал в действиях его партизанского отряда, затем служил в Иркутском гусарском полку, где познакомился с молодым Александром Грибоедовым. После этого Алябьев был зачислен в Ахтырский полк, в составе которого он участвовал в боях у Лейпцига и к 1814 г. продвинулся до Парижа. За боевые заслуги Алябьев получил два ордена Анны 3-й степени и Владимира 4-й степени.
После войны Алябьев продолжил военную службу и занимался музыкой в свободное время. В первые послевоенные годы он сочинил струнный квартет, фортепианное трио, квинтет и множество романсов. В 1822 г. Алябьев дебютировал как театральный композитор, когда на сцене петербургского Большого театра прошла премьера водевиля Н. А. Хмельницкого «Новая шалость, или Театральное сражение». В 1823 г. состоялись премьеры двух опер, над которыми Алябьев работал последние годы: «Деревенский философ» и «Лунная ночь, или Домовые».
В 1823 г. Алябьев ушел с военной службы и поселился в Москве. Продолжалась его музыкальная карьера: в 1825 г. он выступил как один из композиторов-авторов поэтического пролога «Торжество муз», прозвучавшего на открытии нового здания Большого театра. К 1825 г. Алябьев — уже известный композитор, любимый современниками. Владимир Одоевский писал, что «…оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер».
Но жизнь Алябьева круто изменилась в 1825 г. 24 февраля он принимал у себя гостей. Один из них, воронежский помещик Тимофей Времев, проиграл в карты другому гостю огромную сумму, после чего между Времевым и Алябьевым случилась серьезная ссора. Спустя три дня Времев скоропостижно скончался в подмосковной деревне Чертаново. И, хотя первоначально городовой лекарь заключил, смерть наступила из-за апоплексического удара, предшествующая ему ссора в доме Алябьева стала поводом для подозрений. Помещик Сергей Калугин — еще один участник кутежа — вскоре написал донос, в котором намекнул, что к смерти Времева привели побои, нанесенные ему Алябьевым во время ссоры. В результате Александра Александровича обвинили в убийстве, посадили в тюрьму и в 1827 г. приговорили к ссылке с лишением дворянского звания и наград. Достоверность выводов следствия некоторые биографы считают крайне сомнительной, а приговор — слишком суровым либо вовсе несправедливым. Жестокость приговора также объясняют тем, что Алябьев был знаком с участниками восстания Декабристов, но не стал ничего против них сообщать на допросах.
В 1828 г. в Тобольске началось изгнание Алябьева. Преодолев душевный кризис, он вернулся к творчеству. Он взял руководство над тобольским оркестром казачьей музыки, который его усилиями вырос до полноценного симфонического, выступал на балах и давал концерты. Много в эти годы Алябьев писал и церковно-хоровой музыки. В Тобольске он жил относительно свободно, его принимали в обществе вопреки законам, и это даже вызвало нарекания со стороны западносибирского губернатора.
В 1832 г. Алябьеву позволили выехать на Кавказ на лечение. Там он увлекся местным фольклором и составил сборник «Кавказский певец», в который вошли романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Также он работал над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек», которая позже станет основой для одноименной оперы.
В 1833 г. ссылка Алябьева продолжилась в Оренбурге. Он жил под покровительством генерал-губернатор Василия Перовского — ценителя искусства, писал романсы, хоровую музыку и другие произведения. В 1838 г., несмотря на изгнание, в жизни Алябьева случился крупный музыкальный успех: его музыка к «Русалке» А. С. Пушкина прозвучала на сцене московского Большого театра. Однако свое авторство ему пришлось скрыть, и на афише он был записан под псевдонимом «А.А.».
В начале 1840-х гг. Алябьев вернулся в Москву. Сначала он жил здесь нелегально (из-за этого был отправлен в ссылку в Коломну), но в 1843 г. наконец получил официальное разрешение «жительствовать в Москве». Однако триумфальным это возвращение назвать нельзя, поскольку на публике Алябьеву появляться запретили, и он должен был находиться под постоянным надзором полиции. Он жил с женой Екатериной Александровной в ее небольшом доме в Подновинском предместье, перерабатывал свои старые произведения и работал над новыми. Среди произведений Алябьева 1840-х гг. песни для поэмы А. Ф. Вельтмана «Ратибор Холмоградский», романсы и песни «Нищая», «Черкесская песня», «Кабак», «Цветок», музыка к инсценировке поэмы И. И. Козлова «Безумная», опера «Рыбак и русалка, или Злое зелье» и «Аммалат-Бек» — последняя опера в его жизни.
У композитора Александра Алябьева была тяжелая судьба. Последние годы он жил скромно, так и не восстановив свои права и привилегии: Екатерина Александровна обращалась с просьбой о возвращении ему дворянства, но безрезультатно. И даже смерть Алябьева прошла незамеченной: не было напечатано ни некролога, ни статьи, посвященной его памяти. Но прошли годы, о творческом наследии Александра Александровича вспомнили, и сегодня Алябьев входит в число выдающихся композиторов своего времени.
Послушайте фрагмент увертюры «Деревенский философ». Одноименная опера-водевиль М. Н. Загоскина с музыкой Александра Алябьева впервые была исполнена 11 января 1823 г. в театре на Моховой.
🔈 http://ргафд.рф/callendar/15-08-2022
#звуковойкалендарь #увертюра #алябьев #александралябьев #загоскин #опера #водевиль #композитор
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.