Я уже писала, что отправилась на туристическом поезде, который ночь ехал, а днем стоял, давая возможность познакомиться с каким-то городом или достопримечательностью. В первый день поездки таким городом была Кострома, во второй Великий Устюг, а в третий Архангельск.
На четвертый день была запланирована Кемь, небольшой городок на Белом море между Петрозаводском и Мурманском. Но все путешественники нацелились на Соловки. Именно из Кеми есть самый удобный путь на Соловецкий архипелаг и РЖД спланировал тур туда за огромные деньги. Я же забронировала место на теплоходе самостоятельно. То, что погода портится знали все в поезде и устроители тура на протяжении всего дня в Архангельске названивали в Кемь, чтобы узнать, как там теплоход. Ведь в шторм он не ходит. Итог был плачевный. Рейсов не будет. И к концу дня перед выездом из Архангельска все знали, что придется сидеть в Кеми с 6:35 утра до 23:00. Столько стоит поезд. Поезд погрузился в уныние и двинулся в путь в город, где ждал проливной дождь, 11 градусов по Цельсию вместо сегодняшних 25 и абсолютно длинный пустой день. Путь пролегал через чахлые леса и болота Беломорья. Ну что ж, это Русский Север.
Поезд пришел по расписанию и встал. Вылезать из-под одеяла не хотелось, но я выползла в коридор. И вовремя. Пассажиры соседского купе бежали к выходу. Я успела спросить: "Куда?" и услышать ответ "на Соловки". Через минуту я набрала телефон причала. Сонный голос подтвердил, что, да, рейс будет. Через пять минут я садилась в одинокое такси у вокзала возле одинокой "Пятерочки".
Мы быстро домчались до Рабочеостровска, где был причал. А надо сказать, что Кемь не стоит на Белом море, а переходит в этот самый рабоостровск, откуда и отплывают теплоходы. Перед причалом стояло множество частных машин и туристических автобусов. Люди в группах и одиночки выкупали бронь. Я была уже практически последней, выкупив свою бронь безо всякой очереди. После меня подошли и купили оставшиеся места те, кто не позаботился о брони заранее. И мы тут же погрузились на корабль.
Тут я поняла, что со всего поезда из сотни людей, жаждавших увидеть Соловки на борту теплохода оказалось всего три пассажира, которые забронировали поездку самостоятельно и как-то умудрившиеся примчаться к теплоходу перед самым отплытием.
Пока я это обдумывала, мы вышли в море, которое было совершенно серым. По нему гуляли волны. Путешественники получили пакеты и всю дорогу безнадежно сражались с морской болезнью. Я вышла на палубу. Меня никто не гнал. И, пользуясь навыками бывалого матроса средиземноморской яхты, я наслаждалась двухчасовым путешествием между островами, смахивавшими на хорватские поздней осенью, по волнующемуся Белому морю.
Наконец, впереди показались очертания церквей. Соловки.
Всю дорогу шел дождь. Но, когда мы приблизились к острову, он перестал. Мне улыбнулся еще один чудесный день путешествия.
Монастырь был неподалеку от пристани. Я отправилась прямиком туда. Это была настоящая средневековая крепость, напомнившая мне почему-то Псков, но только более величественная. Может быть благодаря тому, что стены ее сложены из огромных валунов, и она выше. Я прошла внутрь, обошла двор, поднялась по высоченной лестнице в храмы. Действует только один и убранство в нем самое современное. Остальные - отштукатуренные огромные помещения кое-где с информационными стендами о судьбе заключенных.
Переходы из храма в храм грандиозны.
Обойдя монастырь, я посетила трапезную, тоже очень большую с о вкусной едой и множеством паломников.
Дальше я вышла из монастыря и немного прошлась по улицам поселка.
Северный суровый быт смотрел на меня ото всюду.
Сколько замечательных людей перебывало здесь. Большей частью не по своей воле. А иногда и по своей в те годы:
Времени до теплохода было много. К тому же он мог и не приплыть. Ведь шторм только усилился. И я отправилась в лес, походила по кряжам и болотам, поела морошку и чернику, посидела у озер и каналов. И время прошло.
Обратный путь для тех, кто в трюме, был еще тяжелее. На палубе было тоже неспокойно. Волны иногда окатывали суденышко. Но и этот переход закончился. Мы прибыли. Было светло. Вообще было светло еще долго. Все-таки Север. я чуть побродила по Кеми.
Не очень ухоженный городок, но чем-то приятный. Есть в и старый деревянный Успенский собор, красивый, что заставило вспомнить о "Кемской волости" из "Ивана Васильевича".
Правда, большинство пассажиров не воспользовались возможностью познакомиться с Кемью. Когда я вернулась в поезд, то разговоры о путешествие на Соловки стали частью легенды этой поездки. Но уныние обещало смениться радостью. Ведь поезд отправлялся в Петрозаводск, где снова нас ждало тепло и ясный день.