В ряде случаев бывает трудно определить, каким членом предложения является то или иное слово в предложении. Чаще всего это касается дополнения и обстоятельства.
Что общего между этими второстепенными членами?
- И дополнение, и обстоятельство являются второстепенными членами из группы сказуемого. То есть в предложении к ним следует задавать вопрос от сказуемого, так как их основная (❗️) роль - характеристика совершаемого действия (пишу ПИСЬМО; КРАСИВО пишу; переписываюсь С ДРУГОМ; пересылаю ПО ПОЧТЕ).
💥Дополнение
📌 Отвечает на вопросы косвенных падежей (кого/чего? кому/чему? кого/что? кем/чем? о ком/о чём?)
📌 Чаще всего выражается существительным и местоимением. Реже - инфинитивом, числительным и др.
📌 Обозначает ПРЕДМЕТ, а именно:
➖️ адресат действия (написать ДРУГУ)
➖️ орудие действия (писать РУЧКОЙ)
➖️ предмет сравнения ( выше НЕБА)
💥 Обстоятельство
📌 Отвечает на вопросы: КАК? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?
📌 Чаще всего выражается наречием и существительным с предлогом. Реже - деепричастием, инфинитивом и др.
📌 Обозначает место, время, причину, цель и образ/способ совершения действия: ( буду жить НЕПОДАЛЁКУ; пришёл ВОВРЕМЯ; уехал В ДЕРЕВНЮ; пришёл ИЗ ЛЕСА; сделал НАЗЛО; захлопнула СЛУЧАЙНО).
💥 Нетрудно заметить, что и ДОПОЛНЕНИЕ, и ОБСТОЯТЕЛЬСТВО могут быть выражены СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ С ПРЕДЛОГОМ. Именно поэтому появляется затруднение, как их отличить друг от друга.
▪️Положить (НА ЧТО?) на стол.
или
▪️Положить (КУДА?) на стол.
Мы видим в первом варианте падежный вопрос (на что?) и готовы сделать "на стол" дополнением. В то же время есть вопрос "куда?", который диктует нам иное подчёркивание - обстоятельство.
Как быть❓️Смотреть на вопрос❗️
У ДОПОЛНЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ ВОПРОС СОВПАДАЕТ С ПАДЕЖНЫМ : подарить КОМУ? маме; положить ЧТО? яблоко; есть ЧЕМ? ложкой. То есть иначе вопрос не задать.
В случае с обстоятельством, выраженным существительным, кроме падежного вопроса, можно задать и иной - СМЫСЛОВОЙ. Он и будет ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ!
Жить В ЧЁМ? - в лесу.
Жить ГДЕ? - в лесу.
--->> Если можно задать 2 вопроса, то ориентируемся не на падежный, а на смысловой.
То есть правильно : жить ГДЕ? - в лесу. (Обстоятельство со значением МЕСТА, где совершается действие.)
Кроме того, при обстоятельстве, если оно выражено существительным, падежный вопрос чаще всего не выглядит естественно (идти ВО ЧТО? - в лес).
💥 ИТАК,
1) находим подлежащее и сказуемое;
2) определяем группу второстепенных членов, относящихся к сказуемому, ЗАДАВ ОТ НЕГО ВОПРОСЫ;
3) если второстепенный член выражен существительным, определяем, сколько вопросов можно задать;
4) если вопрос один, и он падежный ----> ДОПОЛНЕНИЕ;
5) если можно задать 2 вопроса: падежный и смысловой ----> ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.