Канал Condé Nast Traveler опубликовал на днях пошаговую видео инструкцию по приготовлению, сервировке и использованию по непосредственном назначению традиционного английского вечернего чаепития, Afternoon Tea. Помимо безусловной информационной ценности того раздела ролика, который относится к техническим аспектам чаепития, у этой инструкции есть еще одно важное достоинство — она создана на базе Fortnum & Mason — лондонского торгово-развлекательного комплекса, в котором можно и продуктовыми сувенирами закупиться, и чаю попить.
Чаепития в Fortnum & Mason даже близко не являются лучшими вечерними чаепитиями в Лондоне. Но при этом, на мой взгляд, они ближе многих других к эталону. Попробую пояснить эту противоречивую мысль. Великобритания, чтобы мы там себе не думали — это страна торговой чайной культуры. Не производственной — по понятным причинам, и не потребительской (как, например, Россия), а именно торговой. Лучше всего британцы умеют продавать чай. По сравнению с тем, как они продают чай, пьют они его невероятно уныло и совсем невкусно — хотя, конечно, найти хороший чай в Великобритании не сложно. Потому что они мастерски продают чай и купить там можно практически все, что угодно.
Соответственно, главным британским чайным знанием является чайный маркетинг. Касающийся, кстати, не только продажи чая, но и, например, продажи знаний и продажи специалистов. «Английский титестер» звучит солиднее и убедительнее, чем, например, «российский титестер» — особенно если ничего не понимаешь в работе титестера.
Так вот, если Великобритания — это страна торговой чайной культуры, то Fortnum & Mason — это место, где эта торговая чайная культура доведена до стилистической безупречности. И покупка чая в их магазине, и чаепитие в их ресторане вызывают весьма яркие эмоциональные переживания. Причем не столько за счет качества приобретаемых товаром и услуг (они там на средне-высоком уровне, пивали и получше), сколько за счет ощущения причастности к высокому искусству дорогой торговли. Дворцово-музейный антураж, снисходительно-предупредительный персонал, стильная упаковка, высокие цены, общий культурный бэкграунд — все это действует даже на таких опытных чайных циников, как я. Вот ролик посмотрел, увидел знакомые интерьеры — и снова захотел походить среди этих полок с мыслью «какие идиоты все это покупают» чтобы потом самому совершить какую-либо идиотскую покупку. Макароны — те, которые не паста, а кондитерка — в Fortnum & Mason, кстати, вкусные.