Раз у нас вся неделя была посвящена разведчицам, закончим её в том же ключе (хотя вышло это совершенно случайно). Посмотрим, как изображали разведчиков в советском кино.
Фильм «Один из нас» снял Геннадий Полока, подаривший нам гениальную «Республику ШКИД», поэтому мне было любопытно познакомиться с малоизвестным фильмом режиссёра, который на деле доказал, что обладает мастерством высочайшего уровня.
В двух словах, о чём фильм.
Дело происходит в 1941 году, за считанные дни до начала войны. Сергей Бирюков – сотрудник НКВД, лихой кавалерист, занимающий призовые места на различных конных соревнованиях.
(Надеюсь, Георгий Юматов в представлении не нуждается).
Ему поручают поработать на секретном заводе, где производят будущие «Катюши». Типа работал там такой Петров, но он пропал где-то на Севере, так что Сергей внедрится на завод под его именем и будет ждать, когда немецкие шпионы попытаются его завербовать.
Немцы тут же выходят на лже-Петрова, поят его водкой до отключки и подкладывают ему в постель голую Таню – обаятельную Тамару Сёмину. После фотосессии Петров вынужден работать на немецкую разведку…
Честно, завязка показалась мне несколько глуповатой: даже если Сергей очень сильно похож на Петрова, невозможно обмануть весь завод, что это он и есть, подмена выявилась бы в первый же день. Плюс персонаж Бирюкова какой-то недалёкий, вряд ли такому простаку поручили бы столь ответственное задание, как пикирование с асами абвера.
Говорят, его роль должен был играть Высоцкий. Интересно, какими бы гранями заиграл персонаж в его исполнении.
В общем, многое в фильме вызывало лёгкое недоумение: и комичный персонаж трусоватого немца в исполнении блистательного Игоря Дмитриева, и туповатый грузчик-шпион, которого играл Николай Граббе. Плюс по-детски наивный финал.
Почитав обсуждения этого фильма в Интернете, я узнал, что многие считают его пародией на шпионский фильм. Вы знаете, жанр пародии, наверное, объяснял бы все недоразумения, перечисленные выше, но дело в том, что фильм в целом выдержан в довольно серьёзном стиле и вот это вот всё как-то выпирает из него какими-то чужеродными наростами. Заканчивается же он вообще документальными кадрами начала войны, что с пародией ну никак не вяжется.
Возможно, режиссёру бы не позволили снимать фильм о начале войны в жанре «Мистера Питкина», и он таким образом попытался перехитрить цензуру?
Как бы то ни было, фильм долгое время «пролежал на полке». Для своего времени это далеко не шедевр, но сейчас посмотреть его было весьма любопытно. Спасибо, что подсказали, дорогие читатели.
Кстати, я нашёл киноляп. Когда Сергею рассказывают, что в Москву должен прибыть немецкий агент Келлер (Николай Гринько), ему показывают фотографии Келлера.
Но дело в том, что именно эта фотография будет сделана через несколько дней в Москве при его задержании. Так что Сергею показывают фото из будущего!
И любой, кто смотрел «Электроника» или «Буратино», сразу слышит, что Николай Гринько говорит чужим голосом. Каюсь, Штирлица я не узнал. Оказалось, это голос Вячеслава Тихонова!
В общем, ценителям кино будет интересно познакомиться с этим фильмом. Если кто-то его смотрел, поделитесь соображениями: всё-таки это пародия или неудачные метания в поисках жанра?
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Один из нас» (1971).
#кино #галопом по кино #кино ссср