«Углеродным шовинизмом» именуется априорное отрицание возможности существования жизни небелковой или же «не углеродной». И несмотря на ругательный характер термина данная позиция не только распространена, но и очень хорошо обоснована. Не вдаваясь в подробности, доводы от «мы ничего не знаем» или «мы представить не можем», наукой никогда не рассматривались и рассматриваться не будут. Гипотезы должны объяснять неизвестное, основываясь на известном. Попытки же разработать конкурентоспособную или даже просто работоспособную альтернативную «не углеродную» биохимию на данный момент выглядят крайне неубедительно.
Углерод, просто, слишком хорош. Он очень распространён и доступен, — причём, не только на Земле, но и везде во вселенной. Едины в пределах вселенной и законы химии, согласно которым нет ничего лучше углерода в качестве основы для крупных молекул. Замены возможны, но всегда будут хуже. Ну и зачем, «хуже», если углерод у химической эволюции всегда под рукой? И комплектующие для возникновения именно белковой жизни в товарных количествах запасаются ещё в туманностях, тогда как, никакой основы для не углеродной биохимии в космосе не обнаружено.
...То есть, углерод не обсуждается. Прочие же «жизнеобразующие элементы» также с трудом поддаются замене. Просто потому, что не нуждаются в ней. Это водород, кислород, азот, фосфор и сера. К категории «не самых доступных» из этого списка относится только фосфор, но и тут альтернативы или ещё более редки, или не обладают нужными свойствами.
Как следствие, наиболее проработанной и убедительной оказывается альтернативная биохимия, основанная на сокращении списка, при котором из шести обязательных пунктов остаётся пять: кислород заменяется близкой по свойствам серой, которая всё равно нужна, и вполне доступна.
Ну как «доступна»? Замена предполагает, что место воды в метаболизме займёт серная кислота. Которая образуется только в планетарных условиях и сравнения по распространённости с водой, разумеется, не выдерживает. Тем не менее, условия, в которых воды нет, но кислота — есть, представить можно. Подобное наблюдается на Венере, где серная кислота является единственной доступной жидкостью, хотя и присутствующей лишь в облаках — в капельной форме. Тем не менее, при условиях несколько иных, на Венере, возможно, наблюдавшихся в прошлом, кислота могла бы пролиться, образовав озёра.
...Чужой же (явно дышащий кислородом и воды не боящийся) присутствует на заглавной картинке, только как символ чуждости. Наличие сероуглеродной жизни в облаках Венеры подозревается по косвенным признакам — присутствию нестойкого сероводорода, запасы которого должны пополняться, и который может быть результатом жизнедеятельности сероуглеродных организмов. Но капельной влагой способны довольствоваться только бактерии. На что-то же большее скромный объём кислотной гидросферы даже в идеальных условиях рассчитывать едва ли позволяет.