Эта история началась в середине июня и, судя по всему, у неё наступает новый интересный этап.
Как сообщает Reuters, Венесуэла приостановила новые поставки сырой нефти в Европу в рамках сделки «нефть в обмен на долг» и попросила итальянскую Eni и испанскую Repsol предоставить ей топливо в обмен на будущие поставки сырой нефти.
Венесуэльская нефтяная компания PDVSA больше не заинтересована в сделках по обмену нефти на долг, которые Госдепартамент США санкционировал в мае, в рамках которых венесуэльская государственная компании возобновить поставки в Европу после двухлетней паузы, вызванной санкциями США.
Вашингтон санкционировал поставки до тех пор, пока доходы от грузов будут идти на погашение накопленного долга PDVSA перед совместными предприятиями с Eni (ENI.MI) и Repsol (REP.MC).
Поставки венесуэльской нефти, особенно на нефтеперерабатывающие заводы в Испании, помогли Европе сократить закупки российской нефти. Но условия сделки не обеспечили PDVSA необходимыми денежными средствами или топливом, чьи собственные нефтеперерабатывающие заводы испытывают трудности с производством бензина и дизельного топлива после многих лет недофинансирования и отсутствия ремонта [из-за западных санкций - прим. Об этом не говорят].
Согласно графикам отгрузок PDVSA, для Eni или Repsol, в настоящее время не запланированы отгрузки венесуэльской нефти, хотя запасы разбавленной сырой нефти (DCO) в порту Хосе (Венесуэла) выросли почти до 5 миллионов баррелей [венесуэльская нефть тяжёлая, потому перед продажей её требуется разбавлять - прим. Об этом не говорят].
Согласно источникам, PDVSA хочет получать топливо в обмен на свою нефть, а часть стоимости грузов использовать для погашения долгов, которые составляют миллиарды долларов (перед Chevron, Eni и Repsol).
Изменения в сделке могут помочь венесуэльской компании реанимировать свои операции по добыче сверхтяжелой нефти в поясе Ориноко, которая нуждаются в импортных разбавителях, а также уменьшить дефицит топлива в стране.
С прошлого года PDVSA в основном полагалась на иранские разбавители, чтобы превратить свою сверхтяжелую нефть в экспортные сорта.
Согласно документам PDVSA и данным по отслеживанию танкеров, с июня Eni получила в общей сложности 3,6 млн баррелей венесуэльской разбавленной сырой нефти (DCO). Большая часть этого объема позже была доставлена компанией Eni компании Repsol, которая обладает значительными мощностями по переработке тяжелой высокосернистой нефти, поставляемой из южноамериканской страны.
Генеральный директор Repsol Джосу Джон Имаз в конце июля заявил, что возвращение грузов из Венесуэлы стало «хорошей новостью» для его нефтеперерабатывающих заводов, поскольку качество этой нефти идеально соответствует системе нефтепереработки их НПЗ.
Возобновление поставок нефти в Европу помогло PDVSA увеличить продажи [любопытно в американской прессе называют бесплатные поставки нефти - прим. Об этом не говорят] в июне и июле, при этом общий объем экспорта достиг 545 000 баррелей в сутки.
Пожалуй, момент венесуэльскими властями выбран достаточно удачно: Европе нужна нефть не из России, и потому европейцы вполне могут пойти на условия Венесуэлы. Но разрешит ли такой финт Вашингтон - это вопрос.