Все самые классные путешествия начинаются с Серовского тракта. По крайней мере, у меня.
Эта дорога соединяет Екатеринбург с северными территориями Свердловской области и дальше уходит в ХМАО и ЯНАО. В общем приводит на богатейшую территорию нашей страны.
На севере Урала добывают золото, платину бокситы, железную и медную руду. Прямо из окна машины можно увидеть карьеры, шахтные копёры, реки, убранные в бетонные рукава.
На территории ХМАО и ЯНАО располагаются крупнейшие месторождения газа и нефти.
Подземные богатства дополняются наземными - шикарной тайгой, горами, озерами, реками...
Когда я жила в Екатеринбурге, то как минимум пару раз месяц ездила по Серовскому тракту. Скучаю по тем временам.
В это путешествие я отправилась с клубом экспедиций "Дикий Север", чтобы снять очередной фильм об уральской природе и о том, как люди путешествуют по тайге и Уральским горам. В этот раз дорога до Вижая (600 км от Екатеринбурга) заняла больше времени, чем обычно.
Вообще-то ещё несколько лет назад Вижай был весьма труднодоступным населённым пунктом... От ближайшего города Ивделя его отделяли несколько десятков километров очень плохой ухабистой дороги. Однако несколько лет назад компания "Полиметалл" начала разрабатывать карьер в окрестностях посёлка... Дорогу отсыпали, построили несколько мостов. И теперь доехать можно даже на легковушке.
Правда, не в этот раз. На севере Свердловской области прошли затяжные дожди, уровень воды в реках и болотах заметно повысился, и часть дороги оказалась подтоплена. Внедорожники с прицепами несколько раз застревали. И это были первые приключения, связанные с большой водой. Будут ещё. Но позже, когда пересядем на квадроциклы.
А пока доехали до Вижая, и есть время просто отдохнуть после длинной дороги.
Я уже не раз писала про Вижай. Этот посёлок является стартовой точкой для тех, кто любит отдыхать на Северном Урале и притягивает любителей экстрима, оффроада, охоты, рыбалки, гор... На каждом шагу здесь внедорожники, квадроциклы, снегоходы, катера, лодки...
Мы всегда останавливаемся на базе "Чистоп". Названа она так в честь одноименной горы, расположенной неподалеку. Владелец базы — Василий — сделал все, чтобы путешественники могли комфортно чувствовать себя в тайге и собраться в экспедицию. На базе есть уютные номера, большая парковка, которая в сезон заставлена внедорожниками и прицепами, есть баня, гараж для ремонта техники, интернет и электричество от генераторов и солнечных батарей.
Для меня день накануне старта экспедиции был расслабленным. А вот мои коллеги из клуба "Дикий Север" активно готовились к поездке. За каждым путешествием стоит огромная работа большой команды.
Ребята собирали все снаряжение для двух десятков человек (это палатки, спальники, экипировка, инструменты, продукты и много чего ещё), проверяли готовность квадроциклов.
Как я уже писала, перед нашим приездом в горах прошли затяжные дожди и уровень воды в реках и болотах сильно поднялся. Решили съездить до ближайшей реки Тошемки, чтобы в полной мере овладеть информацией о состоянии дорог.
Не доехав до реки, уперлись в огромную лужу. Ребята вдоль и поперек прошли её пешком в болотных сапогах, чтобы изучить каждую ямку и камень, скрытые в мутной воде. В итоге пришли к выводу, что проехать лужу на квадроциклах наши туристы смогут.
А вот река Тошемка, на берег которой мы вскоре приехали, оказалась быстрой, полноводной и абсолютно не проходимой для квадроциклов.
Решение этой проблемы уже нашли. Договорились с манси из поселка Ушма Валерой Анямовым, чтобы он перевез квадроциклы на грузовике "Урал" в прицепе. Услуга оказалась очень актуальной. Прямо на наших глазах Валера перевез группу других квадроциклистов и на тросе переправил несколько Уазиков.
Большая вода принесла Валере неплохую возможность заработать, которой он воспользовался за что получил в эти дни звание "бизнесманси". Если бы не он, то, возможно, наша группа и другие так и не попали бы на Перевал Дятлова. Либо ждали несколько дней, когда упадет уровень воды.
Посмотрев, как происходит переправа, мы с ребятами вернулись на базу ждать группу с приятным ощущением, что все под контролем.
Завтра на Вижае должен приземлиться вертолёт с туристами. Чтобы это было возможно, владелец гостевого дома "Чистоп" Василий нашел подходящую площадку, скосил на ней траву и установил по периметру яркие флажки.
Вот такой сервис в отдалённом труднодоступном поселке. Здесь всегда готовы не только предоставить привычные всем услуги, но и решать нестандартные задачи. Будь то организация вертолётной площадки или переправа квадроциклов через бурную реку.
На следующий день на площадку возле базы "Чистоп" на Вижае благополучно приземлился борт МИ-8 и к нам присоединились туристы. И вот уже мы мчим по грунтовой дороге до самой реки Тошемки.
Следом за колонной квадроциклов едет грузовик "Урал", который везет наших шеф-поваров, туристическое снаряжение и прицеп, чтобы переправить квадроциклы через реку.
Переправа занимает около четырех часов и очень всех увлекает. Для меня и для туристов - это занятное шоу. Для моих коллег из клуба "Дикий Север" - не простая задача.
Чтобы закатить квадроциклы в старенький прицеп, сколотили из досок специальные "сходни". Я бы ни за что и никогда не рискнула поехать по ним под углом 45 градусов. А парни делали это бесстрашно и даже с каким-то удовольствием. Уместить три-четыре квадроцикла в прицепе, тоже та ещё задача. Перекатывать квадрики места нет, их переставляли вручную.
В итоге погрузка заняла около 20 минут. Затем сама переправа длилась минуты три. Потом ещё 20 минут разгрузки и ещё 10 минут, чтобы Урал развернулся на узкой лесной дороге и вернулся обратно за следующей партией квадроциклов.
А как круто ехать по бурной реке верхом квадроцикле, который стоит в прицепе грузовика! В такие моменты мне кажется, что моя жизнь — это какой-то приключенческий фильм. За несколько часов переправы я успела полетать на дроне, снять много видео и задуматься о том, что меня не вдохновляют люди, которые не держали в жизни ничего тяжелее Айфона...
После Тошемки на нашем пути встала река Ушминка. Но её мы форсировали уже без помощи грузовика. Ребята прошли пешком с одного берега на другой и нащупали оптимальный путь, по которому потом проехали квадроциклы.
К вечеру мы добрались до пункта назначения и разбили лагерь в очень красивом месте на берегу реки Лозьвы на окраине мансийского посёлка Ушма.
Переночевав в нашем живописном лагере на берегу Лозьвы, мы выдвинулись в сторону перевала Дятлова...
Я уже не раз бывала на перевале. Четыре раза приезжала зимой на снегоходе. И летом дважды прилетала туда на вертолёте. На квадроциклах ещё ни разу не ездила. И это меня воодушевляло. Да и вообще каждая поездка всегда отличается от предыдущей. Разные обстоятельства, разные люди вокруг, разные погодные условия.
Путь разделили на две части. Первая часть — от Ушмы до избы Ильича — около 30 километров. Едем по старым лесовозным дорогам, оставшимся в наследство от времен ГУЛАГа. Когда в этих краях шла масштабная заготовка леса, эти дороги прорубили в тайге, подсыпали, выстилали бревнами заболоченные участки, строили мосты...
Сегодня "лесовозки" никто не обслуживает. Они размываются дождями, зарастают кустарником. Мосты через реки и ручьи либо сгорели, либо смыты паводками. Проехать можно только на внедорожной технике.
Участок от Ушмы до избы Ильича запомнился большими глубокими лужами. Они появились в следствие недавних затяжных дождей и скрывали в своей мутной воде камни и бревна.
Преодоление этого участка заняло около 4 часов и изрядно всех вымотало. Но самое тяжелое ждало нас впереди...
Практически в каждой экспедиции наступает момент, когда я начинаю задаваться вопросом: "а зачем я вписалась в это?". Этот момент наступил во время подъёма на перевал Дятлова.
Зимой я очень люблю этот подъём. Сначала не спеша едешь через еловую тайгу, затем через кедровник. Дальше поднимаешься в горы сквозь березовую рощу и траверсом двигаешься по склону, наслаждаясь красивыми видами...
Летом дорога представляет из себя что-то типа широкой тропы усыпанной валунами. Квадрик буквально карабкается в подъём по острым камням. Медленно, осторожно. Сильно наклоняется, когда преодолевает размытые ручьями участки.
Погода усугубила и без того трудный подъем. Небо затянуло, и вокруг стало очень мрачно. В итоге ехали мы под дождем, который лил просто как из ведра, совсем рядом сверкали молнии и гремел гром. Сложно себе представить более подходящую атмосферу по пути на трагически известный перевал, где, согласно уголовному делу, "непреодолимая стихийная сила" когда-то погубила девять туристов.
Когда выехали из зоны леса, дождь прекратился. На самом перевале было тихо, и я без проблем полетала на дроне. Видимость вокруг была хорошая, с учетом того, что еще час назад на над нами все небо было затянуто. Только за верхушку горы Холатчахль зацепилась плотная туча.
Когда пошли на спуск, нас провожали лучи заходящего солнца. В итоге 25 километров подъема заняли 5 часов. Столько же займет спуск. Кстати, спускаться всегда страшнее, чем подниматься. По крайней мере, мне так кажется.
А дальше — ещё четыре часа пути и уже знакомые лужи на старой лесовозной дороге. В лагерь мы вернемся только под утро - промокшие, грязные, уставшие, но довольные тем, что цель достигнута.
После того, как мы вернулись в лагерь с перевала Дятлова, закончилась квадрочасть нашей экспедиции. Дальше предстояло полететь на вертолёте на плато Маньпупунёр. Однако прежде, чем рассказать Вам об этом, всё-таки напишу ещё чуть-чуть про квадроциклы.
Это была моя первая поездка на перевал на квадроциклах. На мой взгляд, зимой на снегоходах добраться туда все же легче, не смотря на мороз и частые метели в горах. Летом дорога требует больше физических усилий и занимает больше времени.
А вообще я очень опасалась поездку на квадроциклах из-за того, что от постоянной тряски на кочках страдает техника. Во время первой экспедиции пару лет назад, у меня и камера отказывалась работать и дрон глючил. Скорее всего, по дороге у моего ценного груза как следует встряхнулись "мозги".
В этот раз таких проблем не было, потому что коллега Иван из клуба "Дикий Север" ехал очень осторожно и бережно, насколько уж это возможно по такой дороге. А ещё мне дал порулить своим квадроциклом. В основном на тех участках, где ехать легко. Однако и несколько глубоких луж я успешно форсировала. По-моему, квадроциклы — это самое драйвовое, что может быть в летних экспедициях. Вернувшись с перевала, я конечно устала, но была рада, что через несколько дней мне предстояла вторая поездка на квадриках.
После путешествия на квадроциклах на перевал Дятлова мы отправились на вертолёте на плато Маньпупунёр.
Оказывается, на окраине поселка Ушма сделана вертолётная площадка. Подготовили её вроде как сотрудники МЧС, чтобы в случае чего можно было прилететь на помощь манси.
Вертолётная площадка представляет из себя просто ромашковое поле со всех сторон окруженное соснами. Они так плотно обступают маленькую полянку. Пока ждала борт думала, а сложно ли будет посадить здесь вертолёт и боялась, что огромные винты достанут до сосен.
Манси Валера Анямов, который живёт в Ушме, принес аккумуляторы и запитал маячки, установленные по периметру площадки. На все аккумуляторов не хватило, но несколько начали мигать, придав серьезности этому маленькому таёжному аэродрому.
Потом появился и сам вертолёт. Самое страшное для меня всегда — его посадка. В этот момент мы находимся со своими вещами на "вертолётке", и борт опускается рядом с нами. Кажется, он приземлится прямо на нас, и все время хочется переползти куда-нибудь в сторону. Но в итоге всегда все заканчивается тем, что пилот ювелирно опускает железного гиганта рядом. Иногда от колеса до группы или сумок несколько сантиметров. Это очень круто!
За пару минут под работающими винтами мы погрузились внутрь вертолёта. Взлетели, оставив внизу ромашковое поле, пролетели над рекой Лозьвой и нашим лагерем, где остались квадроциклы, повара и гиды, которые сопровождали нас на перевал Дятлова. Посмотрели сверху на домики манси и разрушенные бараки колонии-поселения, которая здесь была в прошлом веке. До плато Маньпупунёр отсюда можно дойти пешком дней за пять. Долетим мы всего за сорок минут.
Через сорок минут мы приземлились на плато Маньпупунёр. Я здесь была уже не раз и не раз писала про эти уникальные столбы выветривания, которые стоят посреди тайги.
Во время своей прошлой поездки загадала желание камню Шаману. Он забрал у меня варежку, но желание пока не исполнил. В этот раз просто поздоровалась с ним.
Конечно, эти огромные камни впечатлили меня с первой встречи. Но мне кажется, что посетить это место всего один раз — не достаточно. Я почувствовала его энергетику, наверное, раза с третьего.
А вообще теперь, когда я прилетаю сюда на вертолёте летом или приезжаю на снегоходе зимой, чувствую, будто пришла в гости к старому другу. И это место уже такое знакомое, родное и бесспорно очень мощное и величественное.
На этом экспедиция закончилась. Пока вертолёт летел в Нягань, наблюдала в иллюминатор многочисленные очаги лесных пожаров. Разбросаны они были в основном вдоль русла рек. Через несколько дней огонь охватит огромную территорию ХМАО.
А мне предстояла ещё одна экспедиция. И о ней я вам тоже расскажу. А пока предлагаю посмотреть то видео, которое я сделала после возвращения из этого путешествия. Вот небольшой трейлер, в который вошли самые яркие моменты экспедиции.
И большой фильм, в котором участники этой экспедиции рассказывают про Урал, преодолевают все трудности и делятся впечатлениями.
Благодарю за внимание! Путешествуйте по России!