Найти тему
Автомобиль года в России

Слепые зоны у фур. Как ездить безопасно рядом с дальнобоем?

Обгон многотоннажного магистрального грузовика на скоростной трассе – серьезный и требующий навыков маневр. «АВТО ГОДА» рассказывает об особенностях движения в потоке рядом с фурами и дает рекомендации, что нужно и не нужно делать в таких условиях, чтобы избежать ДТП.

Не секрет, что в зеркалах, а точнее, в комплексе зеркал дальнобойной фуры имеются обширные слепые зоны, а электронная система контроля таких непросматриваемых участков предлагается лишь как опция и только для тягачей премиального сегмента. В результате водители фур очень часто не видят легковушки, которые перестраиваются в плотном трафике слева или справа по курсу следования дальнобоя, провоцируя аварийные ситуации.

Еще один типичный сценарий, когда при движении по трассе легковой автомобиль не успевает совершить обгон фуры и резко перестраивается прямо перед кабиной, чтобы успеть вернуться в свою полосу до конца прерывистой линии или перед знаком запрета обгона. Как правило, опытный дальнобойщик видит такой беспечный маневр и заранее сбрасывает скорость. Однако случается, что водителю фуры приходится применять экстренное торможение.

Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский на днях прокомментировал подобную ситуацию, отметив, что многие водители легковушек не учитывают разницу в тормозном пути. Для фур он гораздо больше, поэтому дальнобойщики в большинстве ситуаций держатся от других машин на почтительном расстоянии. Для справки: при скорости 80 км/ч среднестатистическая фура без груза при экстренном торможении остановится не меньше чем через 20 м, в то время как легковушке нужно всего 12 м.

В том числе поэтому, объяснил эксперт, не стоит ехать между фур. «Средний тормозной путь груженого грузовика, который едет со скоростью 40 км/ч, – 25–45 м. Если вы окажетесь между фур и все одновременно затормозите, то все закончится печально», – объяснил Шумский. Кстати, он лишний раз напомнил, что в ПДД существует пункт 9.11, согласно которому грузовики длиной более 7 м должны поддерживать такую дистанцию, чтобы обгоняющие машины могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.

-2

Также особенно осторожно нужно следовать с фурами параллельным курсом в поворотах. Точнее, таких ситуаций нужно по возможности избегать. Ведь чем длиннее «автопоезд», тем больше у него радиус поворота. Поэтому такие «стретчи» нередко заезжают в вираже на соседнюю полосу. Подобную ситуацию нужно обязательно прогнозировать и заранее принять контрмеры.

Водители также должны помнить, что от дальнобойных грузовиков следует держаться подальше в сложных дорожных условиях. Главная опасность подстерегает зимой в поворотах на обледенелых и мокрых дорогах. В таких условиях связки седельного тягача и полуприцепа, особенно незагруженные, случается, ложатся на бок и складываются «ножницами».  Возникает эффект, когда прицеп, который как минимум втрое тяжелее тягача и оснащен к тому же неуправляемыми осями, продолжает следовать ранее заданной траектории и начинает «обгонять» кабину на вираже. Эту особенность следует учитывать водителям легковушек и не прижиматься к дальнобою в поворотах.

Опасны также и разъезды со встречными фурами и грузовиками на узкой дороге, особенно если на ней образовалась колея, как часто бывает зимой. Если встречный автопоезд попадет в колею левыми колесами, его опять-таки начнет складывать или сносить на встречку. Поэтому при движении по узкой дороге нужно предельно внимательно подходить к разъездам, смещаясь к правой стороне дороги.

-3

В то же время при старте на скользком и крутом подъеме тяжеловес может откатиться назад, а при спуске – догнать водителя легковушки, поскольку тормозной путь фуры, особенно груженой, повторимся, по определению больше, чем у легкового транспорта.

Еще одна типичная аварийная ситуация – когда водители легковушек пристраиваются за фурой. Такая практика очень опасна, но, увы, распространена. Кто-то пытается таким образом сократить дистанцию обгона, а кто-то по старинке экономит топливо, следуя в воздушном шлейфе дальнобоя. Не менее опасно висеть на хвосте фуры, когда та пошла на обгон, особенно если вы не просматриваете дорогу на несколько сотен метров вперед.

-4

В то же время, когда фура обгоняет легковой автомобиль, она провоцирует сильный аэродинамический поток, который воздействует на легковушку, – возникает сильный эффект парусности. При этом сначала волна воздуха уходит вправо, а потом легковушку начинает тянуть на грузовик. В такой ситуации нужно быть максимально собранным, крепко держать руль, плавно, без рывков корректировать траекторию и по возможности заранее увеличивать дистанцию, смещаясь в правые ряды.

-5

Наконец, во всех случаях, а в особенности в ночное время, при обгоне фур необходимо выбирать прямые участки дороги и четко оценивать обстановку спереди и сзади.

К списку новостей