Найти в Дзене

Галерея художественных стилей в искусстве с 10 века до начала 20. Романика

Оглавление

Приветствую вас на моём канале! Сегодня мы разберём первый стиль из моего цикла «Галерея художественных стилей в искусстве с 10 века до конца 19». И это Романика. Ну что ж, давайте приступим.

Аббатство Мария Лаах. Германия
Аббатство Мария Лаах. Германия

Романикой (или романским искусством, или романским стилем) - принято называть период в европейском искусстве, культура которого сложилась на основе античного искусства после раннехристианского периода и византийского искусства IV—VII веков. Романская эпоха, согласно общепринятой периодизации, длилась с X века до возникновения готического стиля в XII веке или позднее, в XIII, в зависимости от особенностей того или иного региона.

Вообще, романское искусство было результатом крестовых походов и большого расширения монашества в X и XI веках, когда Европа в значительной степени восстановила свою политическую стабильность после падения Римской империи.

Романика появилась во Франции, Германии, Италии и Испании. Каждая страна, конечно же, имеет свои собственные художественные характеристики, сохраняя при этом европейский унитарный характер. Название «романский» относится к слиянию римских, каролингских, оттонских, германских и византийских культурных традиций.

Сам термин «романское искусство» был введён историками в XIX веке. Название стиля связано с обращением европейских строителей к римской архитектуре – «romanus» означает римский.

В первую очередь, вспоминая термиин «романский стиль» мы говорим об архитектуре, поэтому начнём с неё.

Архитектура

Главной задачей архитектуры была функциональность.

Религиозная архитектура

Давайте посмотрим на церковь Святого Кириака в Гернроде, Германия.

церковь Святого Кириака в Гернроде, Германия
церковь Святого Кириака в Гернроде, Германия

Из черт романской архитектуры можно назвать массивность, «приземлённость», внешняя строгость, грубоватость. Все постройки без декоративных излишеств. Также, нельзя не сказать про толстые стены, «тяжеловесные» полукруглые двери, полуциркульные или круглые окна, цилиндрические своды. Позднее появляются колонны, но они тоже массивные и толстые. В целом, конструкции архитектуры достаточно просты.

Важно, что в основе конструкции романского храма всегда лежал латинский крест.

-3

В интерьерах такая же мощь, как и снаружи. Все элементы незамысловатые, декоративных украшений почти нет. Планировка обычно соответствовала и культурным, и социальным потребностям.

Конечно, со временем, с 1100 года постройки становятся чуть «легче» и привлекательнее, но вышеперечисленные особенности остаются. Они - как основа.

Можно сказать, что девиз романского стиля – «Мой дом — моя крепость». Это, в какой-то степени, отображает одно из значений романской архитектуры. «Надёжный» характер построек позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц, ведь в случае опасности прятаться было негде. Один храм мог вместить массу людей различных сословий.

Также в романике остаётся прежняя любовь к орнаментам и образам зверей.

Светские постройки

Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон. Донжон — это дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, а на крыше - сторожевая площадка.

Замки строились в труднодоступных местах, а вокруг строения вырывался ещё и ров. Единственной связью с внешним миром был подъёмный мост. Всё это делалось для того, чтобы была дополнительная оборона от неприятелей.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура нашли своё место в романском искусстве после 1100 года.

Основа живописи и скульптуры – простота, ясность и наглядность. Рельефы и живопись называли «Библией для неграмотных». Оно и понятно почему: простые люди не умели читать Библию. В наибольшей степени это относилось к Западной Европе, где библию переписывали и читали на латинском, а не на местных языках. Поэтому, визуальное искусство должно быть максимально понятным каждому человеку.

Живопись

Христос Пантократор из церкви Сант-Климент-де-Тауль. Каталония, Испания
Христос Пантократор из церкви Сант-Климент-де-Тауль. Каталония, Испания

Так как основным заказчиком была церковь, то легко понять, что живопись была религиозной. Центральными темами были те, что связаны с могуществом божьим («Христос во славе», «Страшный суд» и т.д.). Фигура Христа всегда доминировала и была больше других. По большей части следовали византийским иконографическим традициям.

Из характерных черт романской живописи можно выделить:

-плоскостное изображение (художник не мыслит в трёхмерном пространстве, а выдвигает все фигуры на передний план)
-грубоватость фигур (в них всегда присутствует некая схематичность, может казаться, что они собраны из конструктора)
-застывшие позы
-диспропорциональность, большие руки и головы
-толстые контуры, пространство между которыми плотно заполнено цветом

Также живопись мы можем встретить в книжных миниатюрах. Часто изображения на странице расположены в несколько «строчек». Художники неотступно следуют принципу наглядности и очевидности.

Скульптура

Скульптура самостоятельной не была. Самые яркие примеры романской скульптуры мы можем найти на фасадах церквей, особенно во Франции. Излюбленные сюжеты те же, что и в живописи: связанные с могуществом божьим.

Отличительной чертой романской скульптуры является то, что все фигуры расположены очень близко друг к другу, между ними нет промежутков и «пауз», также вся «территория» (например, тимпан собора Сен-Лазар), на которой расположена скульптура, заполнена полностью.

Ещё одна черта – минимум деталей. Может быть много действующих фигур, но деталей всегда мало – только важные атрибуты, которые могут помочь понять сюжет. Таким образом, несмотря на избыточность композиции сюжет всегда прост, лаконичен и понятен, а я уже упоминала, почему это так важно.

Помимо этого нужно вспомнить, что как и в живописи, в скульптуре есть диспропорциональность: у фигур большие руки и головы.

Прикладное искусство романики

Иногда, в "рамках" романики всё же создавались предметы декоративно-прикладного искусства. Самый известный пример - ковёр из Байё. На нём изображена история о Вильгельме Завоевателе и битве при Гастингсе. Длинной он почти 70 метров, и события на нём как на ленте времени.

Фигуры, также как и архитектура, изображены в одномерном пространстве. Всё просто и понятно.

Ну как, узнали что-то новое?) Пишите в комментарии было ли интересно и ставьте лайки если понравилось! Обязательно, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующую часть цикла)