Иван Константинович – признанный гений, познавший морскую идиллию. Его марины известны, прославлены и торгуются на аукционах за суммы с шестью нулями. Однако приглашаю вас выйти за границы картин Айвазовского. Если не он, то кто еще?
Константин Коровин!
Василий Поленов и Алексей Саврасов были учителями будущего русского импрессиониста. Но Коровин искал своё. И нашел.
Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей – они содержание. – Константин Коровин.
В 1887 году в Париже Коровин знакомится с импрессионистами. По словам художника, в их методах он увидел себя: широкие мазки, игра цвета, главенство общей композиции и восприятия образа. Одним словом, то, за что его ругали в Москве!
Тогда же он пишет первые морские пейзажи. Градации оттенков, игра цвета и света… Море – благодатный источник вдохновения для открытого всем ветрам русского импрессиониста.
Север
В 1894 году Савва Мамонтов организовал, как бы сейчас сказали, удачную PR-кампанию в преддверии начала строительства железной дороги от Ярославля на север – к побережью Белого моря. Чтобы привлечь внимание общественности и специалистов, предприниматель организовал творческую поездку и пригласил Константина Коровина с другом и коллегой Валентином Серовым.
Художники посетили Вологду, Архангельск, Мурманск, Новую Землю, побывали в Норвегии и Швеции. Работать приходилось в суровых условиях. В теплое время мешали насекомые, а осенью – холод. Замерзали краски и руки, поэтому писать приходилось быстро.
Северные пейзажи Коровина – широкие мазки, жемчужный серый цвет, сырой туманный воздух и очарование Севера. Всего вышло более тридцати картин и этюдов, которые художник объединил в северный цикл.
Какой чудесный край, Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда. – Константин Коровин Валентину Серову.
Юг
Но на севере художник не остался.
В 1904 году он приехал в Ялту навестить Антона Чехова, не устоял перед чарами искрящегося юга, купил участок в Гурзуфе, где и построил по собственному проекту творческую дачу.
Сначала импрессионист Коровин приезжал на дачу только на время, но с 1914 по 1917 жил в Гурзуфе почти круглый год. Время марин и натюрмортов. Комары не так назойливы, руки от холода не сводит, краски не стынут. Яркие, насыщенные цвета, всё тот же широкий мазок. Благодать!
Коровин и Айвазовский – такие разные…
Вы кого выбираете, дорогие читатели? Кто ближе вам по настроению?
Читайте больше о Иване Айвазовском и его дивном таланте.
Вилла «Саламбо» – южное творческое пристанище Константина Коровина.