В центральной части Австралии в полусотне километров от священной скалы Улуру находится национальный парк под названием Ката-Тьюта. В переводе с языка австралийских аборигенов это название переводится как «много голов». А ещё здесь и сейчас живут аборигены – представители племени анангу.
Природным ландшафтом парка Ката-Тьюта является пустыня. Исследователи считают, что 500 миллионов лет назад здесь было море, а в течение последующих сотен тысяч лет на его дне создавались песочно-галечные отложения, которые в итоге превратились в песчаник.
Ката-Тьюта и скала Улуру – это места выхода на земную поверхность большого горного хребта. Скалы национального парка имеют красный окрас из-за оксида железа, входящего в их состав. Из-за своей необычности в 1977-м году парк Ката-Тьюта вошёл в то, что называется «сеть биосферных резерватов».
А с 1987-го года «Национальный парк Улуру — Ката-Тьюта» (про гору Улуру мы уже писали) является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, сам парк основан в 1958-м году и изначально назывался «Национальный парк Айерс-Рок — Маунт-Олга», а современное название получил в 1993-м году.
Знакомое нам имя Ольга в первой версии названия имеет непосредственное отношение к России: изначально самая высокая гора из всех 36 возвышенностей Ката-Тьюты была названа в честь дочери российского императора Николая I – а вслед стали так называть и все "высокие головы".
Имя Ольга появилось в списке местных названий благодаря учёным, которые таким образом "выразили респект" немецкому королю Карлу I Вюртембергского – именно его женой являлась Ольга Николаевна. Это был подарок в 20-летию их свадьбы, которое отмечалось в 1871-м году – саму австралийскую гору европейцы открыли для себя в результате геологической экспедиции в 1872-м году.
Благодаря просьбе известного австралийско-немецкого натуралиста и врача барона фон Мюллера, скалу назвали в честь королевы Ольги, жены немецкого короля Карла I Вюртембергского.
Дочь российского императора Николая I, родившаяся и выросшая в Санкт-Петербурге, была отдана замуж за наследного принца в 1846 году, став королевой Ольгой Вюртембергской. В 1871 году они отпраздновали двадцатипятилетие своей свадьбы.
На стыке 19-го и 20-го столетий на здешние территориях начали переселяться фермеры из Европы, однако между ними и аборигенами происходили столкновения. В 1920-м году для сохранения самобытности коренных жителей на части территории парка создали резервацию.
Примерно в 1930-х годах резервация эта стала известной в Европе и туристы из разных стран захотели её увидеть – с тех пор сюда организовывают экскурсии. Правда, приезжие должны соблюдать правила поведения в резервации, за нарушение которых предусмотрены крупные денежные штрафы.
Согласно археологическим исследованиям, люди начали селиться здесь не менее, чем 20 тысяч лет тому назад. С горами и окружающей их территорией у местных жителей связаны многочисленные мифы.
В первую очередь – это легенды о так называемых «временах сновидений», с которых началась история мироздания. Согласно этим мифам, духи-змеи вытолкнули из земли камни, которые мешали им выйти – так образовались горы.
Вообще здесь много легенд, в которых обыгрывается схожесть тех или иных скал с какими-то предметами или животными. Скажем, известны легенды о сёстрах Пробкового дерева, которые в те самые «времена сновидений» образовали пещеры из больших груд цветков пробковых деревьев.
В силуэтах других скал местные жители увидели, к примеру, образы женщин-мышей, женщин-ящериц и женщин-кенгуру. Так что местный народ хранит свою историю – и традициях, и в названиях.
Что касается, традиций, кстати – говорят, что на одной из скал резервации и сейчас время от времени аборигены проводят свои ритуалы – есть даже церемония общественного наказания, которое в редких случаях может окончиться смертью для наказываемого. Правда, не очень понятно, как на это смотрит местное государственное правосудие.