Найти в Дзене
Исторические сражения

Одна из самых страшных катастроф Рима на исторических иллюстрациях

Его просили не совершать трагическую ошибку, подвергая тысячи людей опасности, но он ослушался. У него в жизни было почти всё: богатство, влияние, власть. И все это он поставил на кон в попытке обрести славу выдающегося полководца, какая на тот момент была у его политических конкурентов из триумвирата - у Юлия Цезаря и Гнея Помпея. Что было у Марка Красса, так это подавление восстания рабов во главе со знаменитым гладиатором Спартаком. Победа важная для Рима, но ни в какое сравнение не идет с достижениями упомянутых выше полководцев. Красс мог удивить, и он удивил. Правда, удивил трагичным образом. Его авантюра с походом в Парфянское царство, в земли, куда Рим еще не проникал настолько глубоко, оказалась провальной еще на этапе планирования. Брать 7 легионов, ядро которых составляла тяжелая пехота, в засушливые регионы и водить их по степям да полупустыням - ошибка. Возлагать надежды на местных проводников - фатальная ошибка. Первые быстро устали, вторые еще быстрее предали. Кроме тог
Оглавление

Его просили не совершать трагическую ошибку, подвергая тысячи людей опасности, но он ослушался. У него в жизни было почти всё: богатство, влияние, власть. И все это он поставил на кон в попытке обрести славу выдающегося полководца, какая на тот момент была у его политических конкурентов из триумвирата - у Юлия Цезаря и Гнея Помпея.

Что было у Марка Красса, так это подавление восстания рабов во главе со знаменитым гладиатором Спартаком. Победа важная для Рима, но ни в какое сравнение не идет с достижениями упомянутых выше полководцев. Красс мог удивить, и он удивил. Правда, удивил трагичным образом.

Марк Красс и распятые мятежники на римской дороге. Художник: Mateusz Przeklasa
Марк Красс и распятые мятежники на римской дороге. Художник: Mateusz Przeklasa

Его авантюра с походом в Парфянское царство, в земли, куда Рим еще не проникал настолько глубоко, оказалась провальной еще на этапе планирования. Брать 7 легионов, ядро которых составляла тяжелая пехота, в засушливые регионы и водить их по степям да полупустыням - ошибка. Возлагать надежды на местных проводников - фатальная ошибка. Первые быстро устали, вторые еще быстрее предали. Кроме того, не хватало маневренной и опытной конницы для борьбы с конными лучниками врага.

Несмотря на предостережения Сената, весной 53 года до нашей эры Красс пересек реку Евфрат, тогда еще не осознавая, на что он обрекает себя, своего сына и тысячи легионеров. Проводники показали ему дорогу, которая в начале лета вывела римлян в пустыню. Все те же проводники советовали как можно скорее ударить по врагу, поскольку, как они уверяли, парфянское войско ослабло и находилось в наиболее уязвимом состоянии.

Красс спешил сойтись в славной битве, и ему такую возможность предоставил парфянский полководец Сурена в июне 53 года до н. э. недалеко от города Карры. В его распоряжении имелась часть царских войск: около тысячи тяжелых всадников и почти 9 тысяч конных лучников. Небольшое войско (примерно в четыре раза меньше римского), которое царь Парфии скорее всего выделил для сдерживания противника.

Каре

Традиционному построению с пехотой в центре и конницей по флангам Красс предпочел каре. Квадратный оборонительный строй отлично защищал от вражеской конницы, но сильно ограничивал наступательные возможности. Редкие попытки контратаковать отдельными отрядами заканчивались тем, что конные лучники спокойно отступали, продолжая осыпать легионеров стрелами. Метательные копья-пилумы не долетали до них, а пеших стрелков римлян перестреляли в начале сражения.

Художник: Johnny Shumate
Художник: Johnny Shumate

Дождь стрел

Легионы столкнулись с ужасным ливнем из стрел, которые в основном пронзали большие щиты скутумы и редко, но попадали в незащищенные части. Легионеры ощущали свое бессилие, и это негативно сказывалось на их боевом духе. Марк Красс надеялся, что рано или поздно у конных лучников закончатся стрелы. Однако этого не случилось: тысяча верблюдов из обоза постоянно обеспечивали их снарядами.

Художник: Seán Ó'Brógáin
Художник: Seán Ó'Brógáin

Первая голова

Тогда римский полководец подозвал к себе сына Публия и приказал ему провести решающую контратаку. Крупный отряд из 1300 конных галлов, 7 когорт легионеров и пеших лучников отдали последние силы на преследование парфянских всадников. Но те ловко отступили, заманили Публия в руки бронированных катафрактов и продолжили расстреливать, перекрывая пути отступления. Жестокий бой завязался между ними. Храбро сражались римляне и галлы, но катафракты не оставили им шансов. Выжили только 500 галльских всадников, попавших в плен. Голову Публия Красса парфяне насадили на копье и пошли бить по основным силам.

Художник: Mateusz Przeklasa
Художник: Mateusz Przeklasa

Начало катастрофы

Увидев голову сына, Марк Красс перестал контролировать себя. Долгое время он не отдавал приказы. Тем временем конные лучники совместно с катафрактами чередовали атаки. Бронированная конница с длинными копьями, удерживаемыми двумя руками, били в наиболее уязвимые места и вносили в ряды римлян хаос. Единственным выходом из ситуации Красс посчитал отступление. Легионы начали движение, но парфяне продолжали давить.

Художник: Giuseppe Rava
Художник: Giuseppe Rava

Вторая голова

Именно во время отступления римское войско понесло крупные потери. Около 20.000 воинов (почти 4 полных легиона!) потеряли в бою и при отступлении, еще 10.000 римлян парфяне казнили позднее. Самого богатого человека Рима Сурена обезглавил и затем доставил его голову своему царю, который в это время находился в Армении. И этот ценный трофей они использовали в качестве реквизита во время спектакля, подготовленного специально для парфянского правителя.

Художник: Seán Ó'Brógáin
Художник: Seán Ó'Brógáin

Обязательно подпишись на наш телеграм-канал: t.me/lytzar

Читай также: