Твердое судьбоносное решение принял император Октавиан Август в 16 году до нашей эры: земли правее реки Рейн должны быть непременно подчинены! Сделал он это после чувствительного разгрома армии Марка Лоллия в Галлии, куда вторглись германские племена, перейдя Рейн. Они разбили V легион и даже утащили легионного орла, что стало форменной пощечиной для римской армии.
Конечно же, легионы Рима отправились в поход убивать древних германцев ради безопасности. Звучит кровожадно, но самих жителей германских лесов вообще нельзя назвать миролюбивыми соседями. Крайне пассионарные народы, постоянно норовившие расширить территорию своего расселения. И тут уже вопрос стоял о способности величайшей империи защитить свои границы. А для сильного государства этот вопрос принципиальный и не предусматривающий уступок.
Военные действия 13-9 годов до н. э. дали возможность дойти до Эльбы и закрепиться на месте, отстроив ряд фортов. Последние становились плацдармом для дальнейшего завоевания региона и потенциального превращения его в римскую провинцию.
Правда, местные народы совсем не ждали римлян. Ни их порядки, ни тем более налоги не устраивали древних германцев, привыкших к вольнице. И, возможно, талантливый управленец нашел бы подход к неукротимым варварам. Но в 4 году должность наместника (пропретора) Германии получил Публий Квинтилий Вар. Чиновник и полководец опытный, но опыт его получен преимущественно в Африке и Сирии, где он сталкивался с совершенно иными по своей природе народами. Кроме того, древние авторы отдельно отмечают его прямолинейность и жестокость в решении вопросов на местах.
Так что, когда вспыхнуло восстание, Вар действовал решительно, но слепо. Молодой предводитель германских бунтарей, вождь племени херусков Арминий оказался куда способнее в военном планировании. По некоторым данным, Арминий ранее служил в римской армии, так что он знал о противнике гораздо больше, чем противник о нем. Это помогло ему заманить немало повидавшего полководца в Тевтобургский лес, где германцы себя чувствовали максимально комфортно. И началась охота.
В конце лета 9 года 3 легиона (XVII, XVIII и XIX), а также вспомогательные войска Вара колонной пробивались сквозь густую растительность, растянувшись на добрые 20 км! В первый же день похода германцы начали доходчиво объяснять, что так делать нельзя. Они молниеносно били по колонне, не ввязываясь в затяжную драку. Варвары наносили удары с разных направлений, предварительно осыпая легионеров дротиками и стрелами, и затем быстренько ретировались. Римляне не могли контратаковать, поскольку не было возможности сформировать боевые порядки при такой растянутости. Приходилось отбиваться от периодических атак, вытирать пот и кровь с лица и идти дальше.
В такой ситуации пропретор Публий Квинтилий Вар предпринял единственное верное решение. Он вывел легионы на небольшую поляну и разбил лагерь. Там же решено было определить наиболее ценный груз, а все остальное сжечь на месте, дабы не обременять дальнейшее продвижение. Германцы тем временем не покидали леса, выжидая своего звездного часа. Тут можно представить отчаяние измученных легионеров, понимавших, что самое страшное их ждет впереди.
На второй день легионы снова подвергались постоянному избиению (иначе это не назвать) и терпели до следующей опушки, которая давала возможность немного расслабиться. Потери ощущались уже сильнее, особенно остро они сказывались на боевом духе легионов. Атмосфера в лагере была пропитана безысходностью. Но на следующее утро они снова пошли по лесу - иного выхода не было.
В день третий Арминий почувствовал, что загнанный в западню "зверь" уже слаб и можно давать сигнал к массированной атаке. Варвары обрушивались на испуганных римлян отовсюду. Началась бойня, истребление трех легионов в чистом виде. Высшее командование в лице самого пропретора и трех легатов (легионных командиров) пытались прорваться к Рейну, но были окружены. Все они покончили с собой, боясь оказаться в плену. Легионеры еще какое-то время сопротивлялись, но вскоре один из префектов лагеря (третий человек в легионе) объявил о капитуляции.
Сдавшиеся в плен вскоре завидовали павшим в бою товарищам. Поступили с ними, мягко говоря, не самым благородным образом. Часть из них "поучаствовали" в жутких ритуалах друидов. Других буквально пригвождали к стволам деревьев. Третьих - на них же вешали. Выжили единицы римлян: они вовремя доверились своим ногам, а не командирам и оружию.
Погибшими числились около 20 тысяч человек! Все три легиона оказались полностью уничтожены - это больше 10% от всей армии Рима того периода. С тех пор, кстати, новым легионам не присваивали злополучные номера XVII, XVIII и XIX...
Величайшая империя древности, конечно, отомстила германцам чередой карательных экспедиций, но такую катастрофа невозможно было смыть кровью врагов.
Подпишись, если понравилось!
Вы скорее всего не знали, что у нас есть премиум-раздел, где будут выходить новые статьи. Там давно лежит и ждет только Вас публикация о других варварах, которые тоже доставили Риму много проблем.